Сегодня мы хотели бы рассказать Вам о
сложной реставрации одного из них. Это - деревянный диван,
покрытый полихромной росписью (инв. № Р-1329). Он
был создан хохломскими мастерами Нижегородской
губернии в XIX веке.
В этой сложной работе принимали участие
реставраторы сразу двух мастерских Отдела реставрации -
Сектора реставрации фанерованной мебели -
Юрий
Макаров и
Александр Деревенсков
и Сектора реставрации золоченой резьбы
-
Марина
Илюхина,
Татьяна Маслова и
Мелхола
Козлова.
Кустарный
промысел возле села Семенова Нижегородской губернии, где основным
занятием жителей стало изготовление посуды и ложек, окрашенных в золотой
цвет без использования оригинального золота,
сформировался к
XVIII веку. Для получения золотого цвета сначала использовали
дорогостоящий порошок серебра. Поэтому посуда украшалась лишь небольшими
поясками. Позднее стал применяться порошок олова. Затем - алюминия.
"Золочение" стало настолько недорогим производством, что мастера стали
изготавливать крупные блюда, чаши и вазы со сплошным золотым фоном.
Расширился ассортимент. Появились столики разных размеров и форм,
детские стульчики, крупногабаритная мебель. Золотистый цвет достигался
за счет нанесения на участки, покрытые металлической пудрой слоев
прозрачной олифы и лака. Защитный слой росписи получался значительным,
легко размягчался при повышении температуры и влажности в результате
чего «собирал» значительное количество загрязнений. За несколько веков
работы промысла сложилась технология изготовления изделий, когда
окрашенная посуда закаляется в горячей пламенной печи, отсюда и название
«Пламенная хохлома».
Один из экспонатов выставки "Народное искусство Нижегородского края"
деревянный диван (инв. № Р-1329), покрытый полихромной росписью, поступил в
реставрационную мастерскую в разобранном виде.
Правая стойка спинки
была расколота, а
нарезка деревянных винтов, соединяющая конструкцию дивана, имела многочисленные сколы
древесины. Шиповые соединения в районе левого
подлокотника разошлись, имелись небольшие сколы на левой передней ножке,
на левом подлокотнике, была утрачена горизонтальная площадка на правой
стойке спинки и точеные завершения на обеих стойках спинки.
Поверхность красочного слоя была покрыта
толстыми слоями потемневшей олифы и лака, нанесенными в разное время. Поверхность
повсеместно "подлипала". На наружных поверхностях боковинок и передних точеных ножек
присутствовали многочисленные фрагменты влипшей бумаги. На спинке в
потемневший лак влипли различного вида частицы. Орнамент читался плохо.
На сиденье были реставрационные записи красной и зеленой краской. Чёрный
фон был перекрашен.
В процессе реставрации выполнена склейка
на правой стойке спинки, склеены разошедшиеся шиповые соединения,
восполнены утраты (сколы) на деревянной резьбе крепежных винтов,
восполнена по аналогии горизонтальная площадка в верхней части правой
стойки. Точеные навершия восполнены не были, поскольку, к сожалению,
отсутствовали аналоги. Восполнен небольшой скол на передней левой ножке.
К царге подклеено сиденье. Были удалены поверхностные загрязнения,
влипшая бумага, волосы, удалены записи, утоньшен лаковый слой, под слоем
темного лака проявился рисунок. Затем были выполнены тонировки в
пределах утрат и потертостей красочного слоя.
12 декабря 2017 года
Дополнительно по теме:
Дедюхина В.С.,
Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М.,
1979
Дедюхина
В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в
интерьерах. М., 1976
Федосеева Т.С., Малачевская
Т.Л. Синтетические реставрационные
материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и
области применения
Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные
материалы. Химическое строение, свойства и
области применения