Сегодня мы хотели бы рассказать Вам о сложной реставрации
одного из них - резной
золоченой рамы для
картины Тимофея Андреевича Неффа (1805-1876)
"Парадный портрет дочерей императора
Николая I великих княжон Марии Николаевны и
Ольги Николаевны, 1838 (133 х 103 см).
Долгие годы картина хранилась и экспонировалась
на выставках во временной выставочной раме,
изготовленной из фабричного багета, несмотря на то, что в фонде
хранения рам имелась авторская рама, богато украшенная
резьбой. К сожалению, состояние ее сохранности
было не удовлетворительным.
На одном из заседаний
Реставрационной комиссии Русского музея в конце 2018 года было решено передать ее на
полную реставрацию.
Немного истории
Портрет
великих княжон был написан Тимофеем Неффом по заказу императора
Николая I. Резная золоченая рама, вероятно, была сделана в Петербурге в том
же 1838 году, т.к. завершающая стадия работы над портретом проходила когда
картина была уже в этой раме, о чем свидетельствуют живописные корректировки
в верхней части холста.
Портрет поступил в
Русский музей в 1920-е годы из бывшего Смольного института (Ленинград),
ранее находился в Зимнем дворце, в личной коллекции императрицы Александры
Федоровны.
До 1941 года
портрет входил в состав постоянной экспозиции музея. В
июне 1941 года во время срочной эвакуации музейных ценностей
из Ленинграда, картина была демонтирована из
авторской рамы, упакована и отправлена первым эшелоном в тыл вместе
с другими шедеврами Русского музея. А рама на долгие годы блокады
осталась в музее. После возвращения из
эвакуации, портрет не был включен в состав постоянной экспозиции музея, а на
временных выставках стал экспонироваться уже в
раме, изготовленной из багета.
Реставрация
На момент поступления в реставрацию прочность конструкции рамы была нарушена,
соединения листелей верхней части были подвижны. По всей поверхности
имелись многочисленные сколы и утраты резных элементов. Отдельные фрагменты
резьбы находились в свободном состоянии. Разнохарактерные трещины привели к
подвижности некоторых деталей и целых композиций. Вся поверхность рамы была
под плотным темным слоем спрессовавшихся загрязнений, почти полностью
скрывающим цвет и блеск позолоты. Под ними прослеживались участки с
очаговыми отслоениями и утратами золоченого грунта. Экспонат требовал
комплексной реставрации.
Учитывая сложность
поставленной задачи было решено сформировать рабочую группу из пяти
реставраторов нескольких подразделений
Службы
реставрации.
Укрепление конструкции рамы выполнил заведующий Отделом реставрации фанерованной мебели
художник-реставратор высшей категории
Юрий Макаров. Им были изготовлены
дополнительные крепежные элементы и после склейки листелей установлены на
тыльной стороне по углам. Сделаны конструктивные врезки поврежденных и
утраченных деталей.
После укрепления резных
элементов, утраты резьбы восполнил дорезками реставратор Отдела реставрации резных
икон и деревянной скульптуры
Виталий Копяков.
Он выполнил 30
резных элементов разного размера и сложности с большим количеством переклеек
наборной основы. Затем, по залевкашенным резным вставкам им же была нанесена
цировка.
Художниками-реставраторами
Отдела
реставрации золоченой резьбы
Мариной Илюхиной,
Мелхолой Козловой и
Ириной Весниниой были укреплены очаговые отслоения грунта, выполнена промывка
золоченой резьбы и удалены стойкие загрязнения с поверхности гладей покрытых
матирующим составом, где они были наиболее плотные. При удалении загрязнений
на нижнем листеле открылись следы потемневшей поновительской бронзы по
участкам с потертостями позолоты. Темные пятна окислов серебра на гладях
рамы и поновительской бронзы на нижнем листеле были ослаблены.
Фрагменты, находившиеся в свободном состоянии,
были вклеены на свои места. Восстановлена прочность
крепежа накладного орнамента на платике. Восполнены зазоры по усовым
соединениям листелей. Помимо крупных утрат резьбы по всей поверхности рамы
имелись многочисленные мелкие сколы по завершениям элементов и утраты
отдельных цветков и листков. Ряд небольших утрат было решено восполнить мастичными отливками в
технике формовки по имеющимся аналогиям. При внешней схожести все резные детали
несколько отличались по форме и размеру. Поэтому было
принято решение снять двенадцать форм
с сохранившихся деталей, максимально приближенных к утраченным элементам, из
которых затем было выполнено и установлено по месту 32 отливки. В границах утрат
авторского грунта был подведен реставрационный левкас и обработан по форме.
Реставрационные дорезки были так же залевкашены. Для придания памятнику
экспозиционного вида на участках потертостей позолоты до грунта и по
реставрационным восполнениям были выполнены условные и имитирующие позолоту
тонировки.
Реставрационная
комиссия, принимавшая экспонат после завершения реставрации, отметила
высокое качество выполненной работы.
Работа в команде
позволила успешно справиться с выполнением сложных и трудоемких
операций, а в целом – с поставленной задачей. Рама
приобрела экспозиционный
вид. Картине вернули ее историческое обрамление. Так спустя 78 лет картина
и рама «соединились» в единое произведение.
Бесспорно,
теперь у портрета
наступил новый период в жизни, первым шагом к которому стала
художественная выставка, состоявшаяся в феврале 2019
года
в
залах Инженерного замка
«Николай I» из цикла «Сага о Романовых», где он занял
своё достойное место.