|
Фрагмент до реставрации.
2019 |
|
|
Работу выполняют семь
реставраторов, представляющих три подразделения Службы реставрации музейных
ценностей Русского музея -
Ирина Веснина,
Марина Илюхина,
Татьяна Маслова
и
Мелхола Козлова
(Отдел реставрации золоченой резьбы),
Юрий Макаров
и Александр
Деревенсков (Отдел реставрации фанерованной мебели)
и
Виталий Копяков
(Отдел реставрации резных икон и деревянной скульптуры).
Руководитель проекта -
реставратор высшей категории, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы
Ирина Веснина.
Нажмите сюда,
чтобы познакомиться с краткой историей
бытования рамы
и отчетом о её состоянии сохранности до начала работ.
Реставрация началась в марте 2019 года.
Прежде всего были проведены
работы по укреплению многочисленных
участков приподнятостей и шелушений позолоты и грунта специальным
клеевым составом. С поверхности
были удалены плотные
слои спрессовавшейся пыли и атмосферной копоти, накопившиеся на раме за
десятилетия её хранения в фонде.
Надо отметить, что общая площадь «развернутой
поверхности» резьбы составляет без малого 11,2 м². Были подклеены подвижные отщепы
древесины, сделаны необходимые склейки деревянной основы. Из-за сложных форм
профиля рамы и резного рельефа работы проводились с крайней осторожностью. По
мере завершения укрепления отдельных плоскостей, листели переворачивались
и, работа продолжалась на новых участках.
Укрепление золоченого грунта потребовало много
усилий. Различные участки левкаса вследствии их
значительной толщины, плотности древесины и
насыщенности связующим требовали индивидуального подхода. Поэтому, прежде чем
приступить к очередному этапу работ, реставраторы проводили пробные укрепления,
подбирая методику и клеевой состав для каждого фрагмента в отдельности. На поверхностях с более
толстым слоем грунта, который вбирал при укреплении больше клея, увеличивалось
время работы. На ряде участков потребовалось проводить
укрепление несколько раз. На левом, самом разрушенном листеле, поверхность которого была
более других поражена плесневыми грибами, при укреплении грунта приходилось
дополнительно укреплять деревянную основу и неоднократно возвращаться на ранее
укрепленные участки после антисептирования. Участки с шелушением позолоты
приходилось укреплять по нескольку раз, предварительно
пропитывая поверхность слабым клеевым раствором.
Основа резных элементов вследствие неравномерного
усыхания древесины имела многочисленные мелкие трещины по волокнам. В ряде случаев требовалась пропитка пересохшей основы
перед склейками и дополнительное укрепление грунта.
Удаление стойких поверхностных загрязнений с
позолоты потребовало от реставраторов дополнительных усилий. Дело в том, что при
золочении рамы использовалось очень тонкое сусальное золото. Матовое золочение
было выполнено на шеллак, без защитного слоя по поверхности. Спиртовой лак со
временем стал очень хрупким и, как в нашем случае, привёл к сильному
шелушению позолоты. Загрязнения
поверхности были очень плотные, а сцепление позолоты с
лаком – слабым. Работы по удалению загрязнений приходились с предельной
осторожностью.
В настоящее время реставраторы
приступили к воссозданию
утраченных элементов золоченой резьбы из массива липы на верхнем листеле.
Сложности заключаются в том, что движения формы постоянно меняют направления, а
плоскости сколов по утратам резьбы невелики. Поэтому даже для восполнения
некрупных утрат реставраторам приходится делать сразу несколько заготовок,
переклеивая их между собой. Процесс восполненения утрат дорезками из
древесины многоделен и требует значительного времени.
Следующим этапом работ будет восполнение
утраченных элементов резьбы на трёх листелях, подведение реставрационного
левкаса в границах утрат и обработка его по форме. После этого реставраторы
приступят к удалению следов поздних поновлений.
Работа продолжается…
6 декабря 2019 года
PS: Реставрация рамы осуществляется благодаря
инициативе супругов Дмитрия
и Татьяны Удрас и финансовой
поддержке Группы компаний «Ростсельмаш».
Дополнительно по теме:
Дедюхина В.С.,
Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М.,
1979
Дедюхина
В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в
интерьерах. М., 1976
Федосеева Т.С., Малачевская
Т.Л. Синтетические реставрационные
материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и
области применения
Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные
материалы. Химическое строение, свойства и
области применения
|