|
Общий вид до
реставрации. 2016 |
|
|
Холодная Мария Петровна
родилась 24 сентября 1903 года. В 1922-1928
годах училась на скульптурном факультете Киевского
художественного института у М.Л. Бойчука, М.И. Гельмана, Б.М. Кратко и
Е.М. Сагайдачного. В 1928 году окончила институт и переехала в Москву. В 1932
– вышла замуж за скульптора И. Фрих-Хара. В 1936 году у супругов родилась
дочь, Галя. Именно она и изображена на рельефе «Галя за пианино».
В мастерскую реставрации керамики и стекла
экспонат поступил в связи с подготовкой к предстоящей выставке «Дети
страны советов», которая открывается в Русском музее 7 сентября 2017 года. Рельеф был смонтирован в деревянную раму,
с тыльной стороны грубо
укреплен фанерными листами. Разбитые фрагменты были непрофессионально склеены.
При визуальном осмотре было хорошо заметно, что сколы и разрывы заделаны
различными клеющими составами.
Реставрационная комиссия приняла программу реставрации. Работа
была поручена
заведующей мастерской реставрации художественных изделий из керамики и
стекла ведущему художнику-реставратору
Марии Бессмертной.
В процессе реставрации экспонат был
демонтирован, удалены фанерные листы и ржавые гвозди.
Рельеф был вынут из рамы. После этого стало понятно,
что такая монтировка была необходима, в первую очередь, для удержания
фрагментов, и скорее всего не являлась частью замысла художника, а стала
конструктивной необходимостью. Можно было предположить, что в процессе
работы, перед первым обжигом, Мария Петровна сознательно разделила керамику
на две части (это подтвердилось при дальнейшей работе) и дальше, до момента
монтажа, художница работала с двумя частями.
Экспонат был "расшит"
по склейкам на 17 фрагментов. Перед очисткой, сектором
химико-биологических исследований Русского музея, было проведено
исследование образцов материалов, которыми
были склеены фрагменты рельефа.
Результаты исследования показали наличие четырех материалов: парафин, клей БФ, гипс
и эпоксидная смола.
Далее, в процессе сложной расчистки, фрагменты
были очищены от следов старой склейки. После завершения
очистки стало понятно, что первоначальное предположение об авторском
разделе экспоната на две части, при первом обжиге, подтвердилось. Стали
видны затеки глазури по линии «разреза».
Это означает, что обе части расписывались и обжигались отдельно.
Затем, работа была
продолжена с каждой частью отдельно. Фрагменты были склеены, сколы и
мелкие утраты заделаны реставрационным грунтом. Завершающая часть
реставрации - тонирование мест утрат поверхности и сколов.
На заседании Реставрационной комиссии Русского музея,
которая принимала экспонат после реставрации, было отмечено высокое качество
выполненной работы.
30 августа 2017 года
Дополнительно по теме:
|