Икона написана на цельном щите с ковчегом. Нижнее
поле опилено. По периметру иконы имелись отставания и утраты грунта с красочным
слоем. Несколько вертикальных участков приподнятостей имелись в среднике.
Отставания грунта были укреплены профилактическими заклейками. Авторский
красочный слой был перекрыт толстым слоем поновлений и на поверхности не читался.
По всей поверхности имелись характерные для плотных записей «масляные» разрывы,
в которых просматривался нижележащий живописный слой, часто сильно отличающийся
по цвету. Имелись многочисленные сколы и потертости красочного слоя, в срезе
которых просматривались многочисленные живописные слои.
Икона была передана в реставрацию в 2017 году. Её
предполагалось экспонировать
на художественной выставке «Осень русского средневековья»
(Русский музей) с участком частичного раскрытия авторской живописи.
Эту сложную работу было поручено выполнить
художнику-реставратору древнерусской живописи
Елизавете Гладковой.
Перед передачей в реставрацию были проведены
технологические исследования. Данные рентгенографирования выявили значительные
изменения рисунка иконы. На рентгенограмме отчетливо просматривались изменения
пропорций и силуэтов изображений святых -
положения их жестов и одежд. Но
наибольшим изменениям подверглось изображение архитектуры. Просматривались
пропорционально иной рисунок строения в левой части. В средней части
обнаружилось изображение полукруглой стены и строения с крестообразным навершием
вместо видимого купольного здания. В правой же части была видна каноническая сцена «Ангел питает Богородицу в храме». Дополнительную
информацию предоставили данные ИК-рефлектограммы. Так например,
позади изображения фигуры
Захарии читалось изображение открытых Царских врат с узором из углеродсодержащей
краски со сложным состоянием сохранности и множеством утрат.
Прежде всего была выполнена консервация
экспоната
- укрепление грунта с красочным слоем. В дальнейшем встала задача по выбору
участка для пробного раскрытия. С этой целью было выполнено визуальное
исследование поверхности иконы под бинокулярным микроскопом для определения
сохранности авторского слоя.
В результате, участок для пробного раскрытия был выбран в левом
верхнем углу иконы, на левом поле с заходом в средник, на изображение архитектуры.
Последовательное раскрытие в среднике выявило два значительных эпизода
поновлений, предположительно принадлежавших к XVIII и XIX векам. Слои
поновительской живописи перемежались тонкими покровными пленками. Все записи
лежали на толстой, неравномерной, потемневшей пленке олифы (слой №1) с
включениями копоти, покрывавшей авторский красочный слой. Всего удалось
определить
6 слоев. Два слоя записи повторяли друг друга по рисунку. Рисунок авторской
живописи иной и соответствует изменениям, видимым на рентгенограмме.
Поля иконы поновлялись чаще. Здесь выявлено 11
слоев: 4 живописных слоя, 6 покровных, и 1 слой позднейшего золочения. При
выявлении последовательности и соответствия слоев записей в среднике и на полях
было установлено, что поля дважды переписывались перед тем как икона подверглась
сплошной переписке, предположительно, в XVIII веке.
Последующее раскрытие велось по методике,
утвержденной на Реставрационном совете. Поновительские записи удалялись послойно,
«в сухую», без применения растворителей, режущим и абразивным
микроинструментами до слоя №1 – потемневшей олифной пленки на участке, примерно,
8 х 15 см. Олифа слоя №1 утоньшалась режущим микроинструментом с применением
желчи. Раскрытие проводилось под бинокулярным микроскопом. Утоньшение олифной
пленки производилось под контролем видимой люминесценции под
воздействием УФ-излучения. В УФ-лучах фиксировалась
поверхность зоны раскрытия до и после утоньшения олифы. В местах утрат
авторского красочного слоя был оставлен последующий ближайший поновительский
слой.
В результате раскрытия в среднике выявился
авторский красочный слой в хорошей сохранности. Исключения составляла
сохранность на элементах золочения на изображений одежд святых, Царских врат, деталей
интерьера, где были определены границы утрат ранней позолоты. При этом
сохранность золочения на нимбах хорошая, несмотря на то, что нимбы были
перезолочены 3 раза. Сохранность красочного слоя на полях оказалась хуже. Здесь
имеются обширные утраты авторского грунта по краям иконы с множественными
разновременными перегрунтовками.
На нижнем поле у края опила доски были выявлены
фрагменты надписи, принадлежащей к авторскому красочному слою. Здесь, возможно
прочитать «Прк Михей». Опиленная надпись свидетельствует о том, что
первоначально икона была двухъярусной, и в нижнем ярусе было изображение пророка
Михея. Но в процессе бытования икона была распилена.
В процессе реставрации был обнаружен слой
прописки, лежащий на темной олифе слоя №1, не выявленный на пробном раскрытии.
Он представляет собой толстые линейные контурные прописки белой и черной
красками, обводящие основные элементы изображения.
В настоящее время работа по раскрытию
авторской живописи продолжается...
30 августа 2020 года
|