Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Началась реставрация рисунка В.В. Хлебниковой в Русском музее

Реставрация графики в отделе реставрации | Русский музей В.В. Хлебниковой "Плакат к вечеру памяти В.В. Хлебникова",1924 (РС-11077)

Ведущий реставратор Елена Иовлева
за работой над правой частью рисунка
. 2017

Произведение графики известного художника Веры Владимировны Хлебниковой (1891-1941) "Плакат к вечеру памяти В.В. Хлебникова" 1924 (РС-11077) поступило в фонд хранения советского рисунка Государственного Русского музея в 1980 году. Его передал в дар музею сын Веры Владимировны, Май Петрович Митурич-Хлебников (1925-2008).

Лучшие работы отдела реставрации графики:

 Рисунок И.А. Мазина "Праздник урожая" (1935 г.)...>

 Эскиз плаката В.В. Лебедева "Окна РОСТа" (нач. 1920-х гг.)...>

 Рисунок В.В. Хлебниковой "Плакат к вечеру памяти В.В. Хлебникова (1924 г.)...>

 Рисунок П.Н. Филонова "Без названия"...>

Лист XIX века с изображением причастия в старой и новой церкви...
 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

Художник-реставратор Елена Иовлева в процессе реставрации рисунка

Вдоль краёв - многочисленные мелкие фрагменты утрат авторского листа. 2016

Вера Хлебникова получила среднее образование в Мариинской женской гимназии в Казани. Затем училась художественному мастерству в Казанской художественной школе и в Киевском художественном училище. После этого занималась в Рисовальной школе при «Обществе поощрения художников» в Санкт-Петербурге. Жила и работала во Франции, Италии, Англии. С 1916 года жила в России. В 1924 году вышла замуж за Петра Васильевича Митурича (1887-1956), русского художника, теоретика искусств, изобретателя.

Произведение Веры Хлебниковой посвящено ее брату, Велемиру Хлебникову (1885 - 1922) (настоящее имя - Виктор Владимирович Хлебников) — русскому поэту и прозаику, одному из крупнейших деятелей русского авангарда. Он входил в число основоположников русского футуризма, был реформатором поэтического языка, экспериментировал в области словотворчества.

В конце 2016 года на очередном заседании Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать рисунок, состоящий из двух листов, в мастерскую реставрации графики для проведения полного комплекса реставрации. Работа была поручена ведущему художнику-реставратору Елене Иовлевой.

К настоящему времени музейный предмет прошел технологическое исследование и, сейчас началась его реставрация. 

Рисунок выполнен на плотной бумаге низкого качества. Бумага «перегорела», стала очень хрупкая, ломкая, по краям листа при неосторожном обращении легко могут отколоться фрагменты. Авторские листы неравномерно пожелтели, сильно загрязнены, затерты, деформированы. На их поверхности - многочисленные пятна загрязнений (следы от захватов пальцами, пятна затертой пыли, брызги краски, по краям - многочисленные бурые пятна - следы от клейкой бумаги).

По краям авторских листов - многочисленные разрывы размерами от 0,1 до 15 см. и утраты бумаги. Имеется большое количество различных фрагментов, отделившихся от листов, разного размера и формы. Многочисленные изломы по всей поверхности, частично с потертостями красочного слоя, проколы бумаги, наиболее многочисленные в углах листа и центрах краев.

Оборот: неравномерное пожелтение, сильное загрязнение, "затертость" бумаги. По всей поверхности - пятна разнохарактерных загрязнений. По краям листов - разрывы (частично укреплены полосами плотной бумаги) и "содранности" верхнего слоя бумаги.

После проведения технологических исследований и составления подробного описания состояния сохранности, был составлен следующий план и программа необходимых реставрационных мероприятий (включая фрагменты):

1. Обеспыливание при помощи мягкой кисти;

2. Механическая очистка с лицевой и оборотной стороны при помощи глазного скальпеля и резиновой крошки;

3. Промывка на листах фильтровальной бумаги, смоченной дистиллированной водой до полного вымывания желтизны;

4. Химическая обработка пятен с последующей окончательной промывкой;

5. После обработки и промывки отделенные фрагменты необходимо укрепить на своих местах на авторских листах, утраты листов восполнить, изломы укрепить, разрывы подклеить;

6. Листы необходимо сдублировать на плотную реставрационную бумагу, провести прессование;

7. Тонировать места потертостей красочного слоя и восполнения утрат акварельными красками и акварельными карандашами.

На заседании Реставрационной Комиссии было также принято принципиальное решение не соединять в единый лист две части произведения, поскольку это затруднит его дальнейшее хранение и может послужить причиной появления новых разрушений листа.

В настоящее время обе части предмета и многочисленные фрагменты обеспылены, механически очищены резиновой крошкой и глазным скальпелем от поверхностных загрязнений. С них удалены остатки прежних монтировок.

Работа продолжается...

24 января 2017 года

Дополнительно по теме:

  О реставрации эскиза плаката В.В. Лебедева (1891-1967) окна РОСТа художником-реставратором Русского музея Еленой Иовлевой...>>>

  О мастерской реставрации графических произведений в Русском музее...>>>

Художник-реставратор Елена Иовлева в процессе реставрации рисунка

 Часть No.1 (левая) до реставрации. Вдоль краёв - прорывы и утраты основы. 2016

Художник-реставратор Елена Иовлева в процессе реставрации рисунка

 Часть No.2 (правая) до реставрации. Вдоль краёв - прорывы и утраты основы. 2016

Художник-реставратор Елена Иовлева в процессе реставрации рисунка

 Фрагмент до реставрации. Хорошо видны участки шелушений красочного слоя. 2016

Художник-реставратор Елена Иовлева в процессе реставрации рисунка

 Общий вид тыльной стороны  рисунка (часть № 1) до начала реставрации. 2016

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта