Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые власы") | Научно-реставрационный совет

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

Икона "Архангел Гавриил"  ("Ангел Златые власы"). Русский музей.

НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЙ СОВЕТ
РУССКОГО МУЗЕЯ

29 ноября 2017 года состоялось заседание расширенного Научно-реставрационного совета, посвященного иконе "Архангел Гавриил" из деисусного чина ("Ангел Златые власы"), около 1200 года, инв. No. ДРЖ-2115, дерево, левкас, темпера, 49 х 38,8 см.

В работе Совета приняли участие ведущие специалисты по истории и реставрации произведений древнерусского искусства, представители крупнейших  музейных и реставрационных центров страны - Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Научно-реставрационного центра им. академика И.Э Грабаря, Санкт-Петербургского государственного университета, Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Всероссийского научно-исследовательского института реставрации, Государственного института искусствознания и других организаций.

Краткая информация об иконе...> 

Состояние сохранности на 29.11.2017 года...>

Технико-технологическое исследование...>

Реставрационный совет Русского музея - Икона Ангел Златые власы | Государственный Русский музей Ирина Дмитриевна Соловьева

На переднем плане (слева направо): Свердлова С.В., Бобров Ю.Г., Соловьева И.Д., Петрова Е.Н., Бабина О.А.  2017

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. О сложившейся ситуации вокруг иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»), (инв. № ДРЖ-2115).
Докладчик – Петрова Е. Н.

2. Об иконе «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»).
Докладчик – Соловьева И. Д.

3. О результатах технико-технологических исследований иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»).
Докладчик – Голубева О.В.

4. О состоянии сохранности иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»).
Докладчик – Азарнина Е. В.

5. О проблемах климатических условий экспонирования иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»).
Докладчик – Оганесова Ю. Ю.

6. Обсуждение и принятие резолюции расширенного Научно-реставрационного совета.

РЕШЕНИЕ:

Отмечая высокую художественную ценность иконы «Архангел Гавриил» из деисусного чина («Ангел Златые власы» XII в., инв. ДРЖ- 2115) не только для России, но и для мировой художественной культуры, расширенный Научно-реставрационный совет Русского музея констатирует стабильное, но чрезвычайно хрупкое и сложное состояние сохранности произведения. Памятник в течение последних семидесяти лет находится под постоянным контролем специалистов Русского музея -  хранителей, научных сотрудников, реставраторов, климатологов.

Руководствуясь статьей № 5 Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", где отмечено что "…музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить <...> физическую сохранность музейных предметов и коллекций...", заслушав доклады сотрудников Русского музея о результатах технико-технологического исследования, а также многолетнего реставрационного мониторинга древнего памятника «Архангел Гавриил» из деисусного чина ("Ангел Златые власы"), членами расширенного Научно-реставрационного совета были отмечены объективные, исторически сложившиеся  факторы, представляющие сегодня опасность для стабильного состояния сохранности иконы, а именно:

  • существование нестабильных участков кракелюра красочного слоя, требующих постоянного наблюдения;

  • обилие разновременных гвоздей и гвоздевых отверстий в толще доски;

  • наличие сколов и трещин основы;

  • отсутствие шпонок;

  • отсутствие паволоки;

  • наличие напряжений между поновительским корпусным фоном и тонкослойной авторской живописью.

Икона, претерпевшая ряд поновлений еще в XVII–XIX веках, в разные периоды своей сложной истории и пребывания в разных храмах, была раскрыта и прошла реставрацию в 1925 году, при этом сохранила авторский замысел и значительную часть живописи конца XII века. В связи с этим не рекомендуется даже малейшее реставрационное вмешательство, которое для столь сложного состояния древнего памятника может иметь необратимые процессы, влекущие к его изменению или утрате.

Основываясь на результатах углублённых лабораторных технико-технологических исследований, а также многолетнего реставрационного мониторинга древнего памятника на экспозиции древнерусского искусства, расширенный Научно-реставрационный совет Русского музея решил:

1. В силу уникальности иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»), ставшей символом русского искусства и являющейся редчайшим примером высокохудожественной живописи домонгольской Руси, наследие которой исчисляется единичными примерами (всего не более двух десятков памятников), необходимо обеспечить сохранность и неприкосновенность этого произведения, входящего в Государственный Музейный фонд Российской Федерации.

2. Считать недопустимым перемещение иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы») за пределы постоянного местонахождения (экспозиция древнерусского искусства на втором этаже Михайловского дворца).

Признать возможным перемещение памятника только в пределах указанного здания и только в особых случаях - для осуществления обязательных консервационных и профилактических мероприятий. Такое решение диктуется как технологическими особенностями произведения, так и состоянием его сохранности. Мониторинг иконы показывает наличие участков нестабильного грунта и красочного слоя, отрицательно реагирующих на малейшие колебания температурно-влажностного режима.

3. Рекомендовать музейным фондовым и научным службам соответствующей специализации (хранительским, реставрационным, технологическим, климатологическим и др.) продолжить регулярные (еженедельные) профилактические осмотры и постоянный мониторинг состояния сохранности иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»).

4. Провести дополнительные технико-технологические исследования иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы»), прежде всего: ренгенографирование и исследования в ИК области спектра - ввиду хрупкого состояния сохранности основы древнего памятника, наличия разновременных поновлений, лежащих на грунте XII–XVII вв., опасности их нежелательных взаимовлияний на состояние сохранности древних и более поздних живописных слоев, отличающихся чрезвычайной тонкостью и хрупкостью, опасности появления «грядок» и вздутий в местах соединения левкаса с разным содержанием кальция, а также многочисленных отверстий от гвоздей в торцевых частях деревянной основы, которые могут способствовать образованию новых и расширению старых трещин.

5. Принять к сведению, что состояние иконы «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы») при использовании для её экспонирования вне Михайловского дворца климатической витрины никоим образом не снимает угрозы ухудшения сохранности памятника при изъятии, перемещении и транспортировке.

Технические возможности существующих в настоящее время моделей климатических витрин, включая витрины «MiniClima», не могут гарантировать полную стабильность условий хранения на протяжении длительного времени, поскольку все их параметры и технические характеристики рассчитаны на непродолжительный период. Музейный опыт длительного пребывания древних памятников станковой живописи в таких витринах либо отсутствует, либо внушает опасения, а ставить подобные эксперименты на уникальных памятниках отечественной культуры недопустимо ни при каких обстоятельствах.

6. Обратить внимание всех заинтересованных сторон на то, что икона «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы») – это составной элемент не сохранившегося деисусного комплекса, не имеет статуса почитаемого или моленного образа, как и соответствующей церковной календарной памяти, что практически исключает возможность ее богослужебного использования.

7. Икона «Архангел Гавриил» («Ангел Златые власы») является древнейшим памятником домонгольской живописи Древней Руси. Её пребывание в основной постоянной  экспозиции одного из крупнейших хранилищ отечественного и мирового искусства – Русском музее -  само по себе возводит памятник в самую высокую степень значимости, превращает в общенациональную святыню. Перемещение этой иконы в другой, не характерный для неё контекст - умаление значения этого памятника и поэтому недопустимо.

Икона входит в постоянную экспозицию с 1934 года. С неё начинается знакомство посетителей музея с историей византийского и русского искусства. Это - центральный экспонат любой экскурсии, проводимой для миллионов отечественных и зарубежных посетителей, представителей всех национальностей и религиозных конфессий, занятий с детьми, школьниками и студентами, людьми с ограниченными возможностями. Ради этой иконы туристы приезжают со всего света, порой, чтобы познакомиться именно с этим величайшим шедевром мирового художественного наследия. Поэтому изымать образ из существующего уже 80 лет экспозиционного пространства музея без каких-либо научно обоснованных оснований нельзя.

Присутствовали:

И.о. заместителя директора по учёту, хранению и реставрации музейных ценностей БАБИНА О.А., заместитель директора по научной работе ПЕТРОВА Е.Н., заведующий отделом реставрации музейных ценностей СОЛДАТЕНКОВ Е.С., главный специалист по теории и истории хранительской и реставрационной работы КАРЛОВ И.И., заведующий отделом музейной климатологии ОГАНЕСОВА Ю.Ю., ведущий научный сотрудник музея, консультант отдела древнерусского искусства ВИЛИНБАХОВА Т.Б., заведующий отделом древнерусского искусства СОЛОВЬЕВА И.Д., заведующий сектором реставрации древнерусской живописи АЗАРНИНА Е.В., заведующий сектором реставрации резных икон и деревянной скульптуры ЧМЕЛЕНКО В.Я., заведующий сектором реставрации живописи смешанных техник ЩУКИНА Е.Ю., заведующий сектором координации и обеспечения реставрационной деятельности ХАРЧЕНКО С.Ю., ведущий научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства ПИВОВАРОВА Н.В., ведущий научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства ШАЛИНА И.А., ведущий научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства БУХМАН С.М., старший научный сотрудник музея отдела технологических исследований ГОЛУБЕВА О.В., старший научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства СОСНОВЦЕВА И.В., старший научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства ПЕТРЕНКО Т.А., старший научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства ФЕДОСЕЕВА М.В., старший научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства КЛЮКАНОВА О.В., старший научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства МАКАРОВА А. А., научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства АНТРОПОВА И.А., научный сотрудник музея отдела древнерусского искусства ЗАПАДАЛОВА П.В., документовед отдела древнерусского искусства ЗАИКИНА А.Е., ведущий специалист по координации реставрационной деятельности сектора реставрации станковой масляной живописи ПАВЛОВА Т.В., ведущий художник-реставратор сектора реставрации древнерусской живописи КЕСАРЕВ Р.А., художник-реставратор реставратор сектора реставрации древнерусской живописи ХАЛБАЕВА И.Б., Заведующий сектором координации и организации хранительской работы ТИТЕНКОВА Н.А., художник-реставратор сектора реставрации древнерусской живописи РАТНИКОВ И.А., художник-реставратор сектора реставрации древнерусской живописи БУШУЕВ М. М., художник-реставратор сектора реставрации древнерусской живописи ГЛАДКОВА Е.С., ведущий художник-реставратор сектора реставрации станковой масляной живописи КИСЕЛЕВА М.А., художник-реставратор сектора реставрации живописи смешанных техник БОГОМОЛОВ А.И., художник-реставратор сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры МАКСИМЕНКО Ж.А., специалист по координации реставрационной деятельности сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры ЧАРЫКОВА К.С., специалист по координации реставрационной деятельности сектора реставрации древнерусской живописи ОРЛОВА Н.Е.

Приглашенные:

проректор по научной работе и руководитель отделения реставрации темперной живописи Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, профессор, доктор искусствоведения, реставратор высшей квалификации, член-корреспондент Российской академии художеств, член Международного совета музеев БОБРОВ Ю.Г., заместитель директора, главный хранитель Государственного Эрмитажа АДАКСИНА С. Б., заведующий отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа БАРАНОВА Т. А., главный хранитель Государственной Третьяковской галереи ГОРОДКОВА Т. С., заведующий лабораторией научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа КОРОБОВ В. А., заведующая лабораторией климатического контроля Государственного Эрмитажа БОЛЬШАКОВА Т. Ф., заместитель заведующего лабораторией климатического контроля Государственного Эрмитажа НЕМЧИНОВ К.В., хранитель фонда иконописи отдела русской культуры Государственного Эрмитажа МАЛЬЦЕВА О. Н., ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и строительства, канд. иск., заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга МИЛЬЧИК М. И., старший научный сотрудник, хранитель фонда иконописи Государственного музея истории религии КОРОБКО О. А., старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи НЕРСЕСЯН Л. В., доцент кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат искусствоведения. АНТИПОВ И. В., художник-реставратор высшей категории Государственной Третьяковской галереи СВЕРДЛОВА С. В., художник-реставратор темперной живописи Государственного музея истории религии ОГАРКОВ А.Н., заведующий кафедрой русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат искусствоведения ХОДАКОВСКИЙ Е.В.

По видеоконференцсвязи:

заведующий сектором древнерусского искусства Российского института искусствознания, доктор искусствоведения ЛИФШИЦ Л. И.,– заведующий мастерской реставрации темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря ЦИРУЛЬ Г. В., реставратор высшей категории по станковой живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э.Грабаря  ОВЧИННИКОВ А. Н., заместитель директора по научной работе Государственного научно-исследовательского института реставрации, председатель комиссии по аттестации реставраторов по станковой и монументальной живописи ФИЛАТОВ С. В.

 

Санкт-Петербург
Государственный Русский музей
29 ноября 2017 года

 

Реставрационный совет Русского музея - Икона Ангел Златые власы | Государственный Русский музей  | Елена Азарнина | Ольга Бабина

На переднем плане (слева направо): Петрова Е.Н., Бабина О.А., Азарнина Е.В.  2017

Реставрационный совет Русского музея - Икона Ангел Златые власы | Государственный Русский музей | Юрий Бобров | Городкова Т.С.

На переднем плане (слева направо): Бобров Ю.Г., Городкова Т.С., Соловьева И.Д.  2017

Реставрационный совет Русского музея - Икона Ангел Златые власы | Государственный Русский музей | Карлов И.И. | Адаксина Б.С. | Большакова Т.Ф.

 На переднем плане (слева направо):  Карлов И.И., Адаксина С.Б., Большакова Т.Ф. 2017

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

 На переднем плане (слева направо): Бобров Ю.Г., Городкова Т.С., Соловьева И.Д., Петрова Е.Н.  2017

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

 Заседание расширенного Научно-реставрационного совета Русского музея.  2017

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта