На верхнем и нижнем торцах, на правой и
левой боковых сторонах многочисленные мелкие латунные гвозди и гвоздевые
отверстия от оклада.
Исследования методом
рентген-флуоресцентного анализа (РФА) показало, что левкас меловой с
примесью свинцовых белил.
В составе поновительского и авторского
левкаса имеется различное
количество Кальция (мела).
На рентгенограмме по контуру волос
просматриваются многочисленные гвозди и гвоздевые отверстия,
отмечены разновременные вставки левкаса. Самая большая вставка левкаса -
фон иконы. В нижней части на изображении гиматия с остатками записи
коричневого цвета. Справа на фоне над изображением волос Ангела с
остатками записи коричневого цвета. Мелкие на изображении подбородка и
на изображении шеи Ангела. На рентгенограмме просматривается различный
рисунок кракелюрной сетки: на авторском левкасе горизонтально
выраженный, на фоне крупносетчатый.
На поверхности иконы многочисленные
утраты и повреждения левкаса: обширная утрата левкаса до основы на
полях. Утраты левкаса не на всю глубину: слева над изображением волос
Ангела. На изображении шеи. На изображении гиматия в правом нижнем
углу. Утраты грунта, заполненные потемневшей олифой: на изображении
волос и щеки Ангела. На изображении подбородка. Слева и справа на
изображении волос. Приподнятый кракелюр в правой нижней части иконы.
Мелкие утраты грунта по верхушкам кракелюра по всей поверхности.
Фон иконы, а так же вставки на
изображении Ангела, написаны на более позднем и отличном от авторского по
составу левкасе, что приводит к дополнительному напряжению между этими
участками.
Утраты красочного слоя соответствуют
утратам грунта. Имеются утраты и потёртости красочного слоя по рисунку
кракелюра, вдоль контура волос Ангела. На поверхности иконы -
несколько видов позолоты. Авторская позолота - в правой нижней части
иконы. Позолота потёрта.
На участках слева и справа от изображения
волос Ангела, а также в верхней части иконы идёт процесс образования
грядок красочного слоя. В левой части, на изображении слухов -
вертикальная жёсткая грядка красочного слоя.
Возникновение разрушений на таком сложном
по своей структуре памятнике напрямую связано с влагообменом. У каждой
из этих структур (деревянная основа, несколько слоев левкаса,
многослойная темперная живопись) он свой. При влагообмене древесины
происходит то её набухание, то усушка. В состав левкаса входит глютиновый клей, который
также обладает гигроскопичностью. В результате чего,
даже при незначительном изменении влажности воздушной среды, левкас набухает.
Это провоцирует расслоение и возникновение приподнятостей красочного слоя.
С 1977 года по
настоящее время состояние сохранности памятника фиксируется Актами
реставрационного (профилактического) осмотра.
В мае 1982 года
художником-реставратором
С.И.
Голубевым
при проведении планового
профилактического осмотра состояния сохранности иконы,
на изображении
подбородка Ангела, был впервые
обнаружен небольшой участок, где идет процесс образования "грядок"
красочного слоя, о чем была сделана запись
в Карту осмотров. Наблюдение за опасными
участками поверхности было взято под контроль.
Позднее, икона была помещена в
специальную кассету, в которой она находится и сейчас. Она представляет собой стеклянную витрину с двумя металлическими
полочками и шестью металлическими креплениями, обклеенными pH – нейтральной
тканью. В кассете размещён "Арт-сорб", который позволяет
сглаживать
возникающие перепады влажности.
К сожалению, после экспонирования иконы
на выставке «Слава Византии» в США
в 1997 году,
состояние сохранности изменилось в худшую
сторону. Для ее стабилизации потребовалось более значительное
время.
В настоящее время состояние иконы не
стабильно.
Отсутствие паволоки,
утраты древесины, трещины, гвоздевые отверстия, многочисленные гвозди по
торцам, ожоги и участки не стабильного кракелюра придают особую
хрупкость иконе. Она требует постоянного
наблюдения
специалистами Отдела древнерусского искусства, Отдела реставрации
музейных ценностей, Отдела музейной климатологии, Отдела технологических
исследований Русского музея.
Е.В. Азарнина
Заведующая сектором реставрации
древнерусской живописи Отдела реставрации музейных ценностей
29.11.2017 г.