Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые власы") | Состояние сохранности

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

Икона "Архангел Гавриил"  ("Ангел Златые власы"). Русский музей.

СОСТОЯНИЕ СОХРАННОСТИ

Иконы "Архангел Гавриил" из деисусного чина ("Ангел Златые власы"), около 1200 года, инв. No. ДРЖ-2115, дерево, левкас, темпера, 49 х 38,8.

Иконный щит состоит из одной липовой доски размером 49х39х3 см. Ковчег обычный, глубина лузги 1 см.

Повреждения основы:

На верхнем поле 5 сквозных отверстий диаметром 0,9 см, а также многочисленные более мелкие отверстия с остатками гвоздей. Многочисленные трещины основы. Тёмные пятна ожогов. Слева вверху -  скол древесины.

На рентгенограмме просматриваются многочисленные гвозди разного размера, вбитые в верхний и нижний торцы. На нижнем поле 5 сквозных отверстий диаметром 0,9 см, а также многочисленные более мелкие отверстия с остатками гвоздей. Многочисленные трещины основы. Тёмные пятна ожогов. На рентгенограмме просматриваются многочисленные гвозди разного размера, вбитые в нижний торец.

На тыльной стороне вдоль верхнего и нижнего краёв имеются углубления (стёсы древесины) высотой 3 см., выбранные на половину толщины доски. Многочисленные гвоздевые отверстия разного диаметра. Вдоль правого края вертикальная трещина древесины на всю высоту щита. У левого края внизу вставка светлого дерева.

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

Рентгенограмма общего вида. Вдоль верхнего и нижнего краев, а также по контуру волос хорошо видны многочисленные гвозди и гвоздевые отверстия. По контуру головы просматриваются разновременные вставки левкаса. Самая большая из них - фон иконы.

На верхнем и нижнем торцах, на правой и левой боковых сторонах многочисленные мелкие латунные гвозди и гвоздевые отверстия от оклада.

Исследования методом рентген-флуоресцентного анализа (РФА) показало, что левкас меловой с примесью свинцовых белил.

В составе поновительского и авторского левкаса имеется различное количество Кальция (мела).

На рентгенограмме по контуру волос просматриваются многочисленные гвозди и гвоздевые отверстия, отмечены разновременные вставки левкаса. Самая большая вставка левкаса - фон иконы. В нижней части на изображении гиматия с остатками записи коричневого цвета. Справа на фоне над изображением волос Ангела с остатками записи коричневого цвета. Мелкие на изображении подбородка и на изображении шеи Ангела. На рентгенограмме просматривается различный рисунок кракелюрной сетки: на авторском левкасе горизонтально выраженный, на фоне крупносетчатый.

На поверхности иконы многочисленные утраты и повреждения левкаса: обширная утрата левкаса до основы на полях. Утраты левкаса не на всю глубину: слева над изображением волос Ангела. На изображении шеи. На изображении гиматия в правом нижнем углу.  Утраты грунта, заполненные потемневшей олифой: на изображении волос и щеки Ангела. На изображении подбородка.  Слева и справа на изображении волос. Приподнятый кракелюр в правой нижней части иконы. Мелкие утраты грунта по верхушкам кракелюра по всей поверхности.

Фон иконы, а так же вставки на изображении Ангела, написаны на более позднем и отличном от авторского по составу левкасе, что приводит к дополнительному напряжению между этими участками.

Утраты красочного слоя соответствуют утратам грунта. Имеются утраты и потёртости красочного слоя по рисунку кракелюра, вдоль контура волос Ангела. На поверхности иконы - несколько видов позолоты. Авторская позолота - в правой нижней части иконы. Позолота потёрта.

На участках слева и справа от изображения волос Ангела, а также в верхней части иконы идёт процесс образования грядок красочного слоя.  В левой части, на изображении слухов -  вертикальная жёсткая грядка красочного слоя.

Возникновение разрушений на таком сложном по своей структуре памятнике напрямую связано с влагообменом. У каждой из этих структур (деревянная основа, несколько слоев левкаса, многослойная темперная живопись) он свой. При влагообмене древесины происходит то её набухание, то усушка. В состав левкаса входит глютиновый клей, который также обладает гигроскопичностью. В результате чего, даже при незначительном изменении влажности воздушной среды, левкас набухает. Это провоцирует расслоение и возникновение приподнятостей красочного слоя.

С 1977 года по настоящее время состояние сохранности памятника фиксируется Актами реставрационного (профилактического) осмотра.

В мае 1982 года художником-реставратором С.И. Голубевым при проведении планового профилактического осмотра состояния сохранности иконы, на изображении подбородка Ангела, был впервые обнаружен небольшой участок, где идет процесс образования "грядок" красочного слоя, о чем была сделана запись в Карту осмотров. Наблюдение за опасными участками поверхности было взято под контроль.

Позднее, икона была помещена в специальную кассету, в которой она находится и сейчас. Она представляет собой стеклянную витрину с двумя металлическими полочками и шестью металлическими креплениями, обклеенными pH – нейтральной тканью. В кассете размещён "Арт-сорб", который позволяет сглаживать возникающие перепады влажности.

К сожалению, после экспонирования иконы на  выставке «Слава Византии» в США в 1997 году, состояние сохранности изменилось в худшую сторону. Для ее стабилизации потребовалось более  значительное время.

В настоящее время состояние иконы не стабильно. Отсутствие паволоки, утраты древесины, трещины, гвоздевые отверстия, многочисленные гвозди по торцам, ожоги и участки не стабильного кракелюра придают особую хрупкость иконе. Она требует постоянного наблюдения специалистами Отдела древнерусского искусства, Отдела реставрации музейных ценностей, Отдела музейной климатологии, Отдела технологических исследований Русского музея.

 

Е.В. Азарнина

Заведующая сектором реставрации древнерусской живописи Отдела реставрации музейных ценностей

29.11.2017 г.

 

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

Картограмма разновременных вставок левкаса. Самая большая из них - зеленый фон иконы.

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

Утраты левкаса не на всю глубину: слева, над изображением волос Ангела (на фото), а также - на изображении шеи и гиматия в правой нижней части иконы.

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

 Участки нестабильного красочного слоя. Хорошо виден кракелюр с приподнятыми краями и мелкие утраты грунта и красочного слоя по верхушкам кракелюра.

Икона "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") из Русского музея

 Участок постоянно образовывающихся "грядок" красочного слоя (на изображении шеи Ангела). Фон иконы, а также вставки на изображении Ангела, написаны на более позднем и отличающемся  от авторского левкасе. Это провоцирует постоянное напряжение между участками, что и приводит к периодическому образованию приподнятостей красочного слоя.

 
 

Краткая информация об иконе...>

Технико-технологическое исследование...>

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта