Икона XIV века
«Распятие»
(ДРЖ-1084) дерево, левкас, темпера, 38 х 30,1
х 1,4 см. поступила в Русский музей в 1922
году из Древлехранилища Александро-Невской лавры.
В первый раз икона была
передана в мастерскую реставрацию древнерусской живописи для укрепления
красочного слоя и левкаса в 1977 году. Работу выполнял художник-реставратор
Р.А. Кесарев.
В 1985 году икона вновь поступила в
реставрационную мастерскую для проведения технологического исследования. При
исследовании поверхности в инфракрасной области излучения был обнаружен
авторский подготовительный рисунок. Он был двух типов - сочным отрывистым
штрихом под изображением Иоанна Богослова и суховатой линией на фигуре
Христа. В совокупности с данными,
полученными при исследовании красочной поверхности с помощью бинокулярного
стереомикроскопа, было отмечено, что икона, к сожалению, имеет
неудовлетворительное состояние сохранности и была несколько раз поновлена.
После этого, на небольшом участке было выполнено
пробное, затем, частичное раскрытие авторской живописи. Работы выполнял
художник-реставратор
С.И. Голубев.
В 2013 году художником-реставратором
И.А.
Ратниковым было еще раз выполнено укрепление красочного слоя и левкаса.
В 2015 году по решению Реставрационной
комиссии Русского музея раскрытие авторской живописи, начатое
С.И. Голубевым
продолжил ведущий художник-реставратор мастерской реставрации древнерусской
живописи Михаил
Бушуев.
Состояние сохранности иконы во время передачи
на реставрацию в 2015 году:
Тонкая доска была сильно покороблена (деформация
древесины - до 2 см). Верхняя шпонка слабо держалась в пазу и не выполняла
функцию крепления щита, нижняя шпонка - утрачена. Во избежание слома
хрупкого щита и усиления прочности и надежности при работе, были изготовлены
и смонтированы
новые шпонки по форме,
повторяющие деформации иконы из
выдержанной липовой древесины.
Авторский грунт по краям щита и вдоль трещины
справа,
на боковых полях, и
нижнем поле утрачен. Фигурные
вызолоченные поля с выемкой были перелевкашены и
записаны.
Исследования красочного слоя показали, что
икона поновлялась многократно (обнаружено 2 слоя поздних записей). Раскрытие
авторской живописи проводилось по методике, разработанной
художником-реставратором
С.И. Голубевым
в 1985 году: при помощи стереомикроскопа, микроинструментом, без
использования растворителей, «всухую». Во время
работы поверхность лишь слегка смачивалась пиненом, который не растворял и
не размягчал покровную пленку, записи и авторский красочный слой. Из-за
неудовлетворительной сохранности авторской живописи при ее раскрытии использовался метод «компиляции» - на утратах авторского
красочного слоя оставлялись фрагменты записей.
Повторное, более углубленное технологическое
исследование, подтвердило, что изображение фигуры Христа также имеет плохую
сохранность. Особую сложность при раскрытии представляли изображения волос и
бороды на его лике. Так как поздние записи значительно отличались по стилю и манере
исполнения от характерной византийской авторской живописи, оставить их по
методу «компиляции» не представлялось возможным. Раскрытие велось с
сохранением поздних контуров и описей, с последующей их расточкой и
уточнением границ рисунка.
На изображении фигур жён мироносиц, а также
на фоне над ними, в процессе раскрытия под слоем записи были обнаружены
обширные участки деструктированной покровной пленки белесо-желтого цвета,
которая местами лежала непосредственно на потертом авторском слое. Она
растрескалась, а местами расслоилась и потеряла прозрачность.
Регенерировать или напитать её лаком до
прозрачного состояния не удалось. Было принято решение ее удалить. Работа
велась с особой тщательностью, поскольку прослойка между этой пленкой и
авторским красочным слоем местами отсутствовала.
На сильно потертом вызолоченном фоне
рентгенографирование поверхности показало наличие чеканки на нимбах
Христа, Богородицы и Иоанна Богослова. По наружному периметру и крещатому
нимбу просматриваются неглубокие овальные вмятины 0,1 х 0,1 см , образующие
зубчатый край нимба. Участки с чеканкой при поновлениях были перелевкашены и
перекрыты записями. Верхние слои записей и перелевкаски растачивались «терочками»
(деревянные стержни различного размера со сменными насадками из наждачной
бумаги), довыборка проводилась микроскальпелем.
В мелкие утраты грунта с острыми краями
подведен реставрационный грунт, армирующий хрупкие края авторского грунта и
красочного слоя. В процессе раскрытия проводились локальные мероприятия по
укреплению грунта и красочного слоя. Укрепление проводилось методом пропиток
слабым водным раствором осетрового клея.
В настоящее время работы по удалению поновительских записей зеленого цвета
на золотом фоне,
местами потертом
до грунта
и
на нимбах святых,
завершены. Утраты и потертости красочного слоя
затонированы акварелью в технике «пуантель».
25 мая 2017 года
|