Небольшая двухсторонняя икона
XVII века, изображающая на одной стороне «Помазание
Христа у Симона Прокаженного», а на другой – «Омовение ног» (ДРЖ-2391,
холст, левкас, темпера. Размеры: 27 х 20,5 х 0,3 см)
поступила в Русский музей 2 декабря 1912 года из Иосифо-Волоколамского
Успенского монастыря, основанного ещё в
1479 году.
В 2016
году на одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея было
принято решение провести ее полную реставрацию, раскрыв авторскую живопись от
слоев поздних записей и потемневшей олифы.
Эта
работа была поручена ведущему художнику-реставратору мастерской реставрации
древнерусской живописи
Михаилу Бушуеву.
Подобные
небольшие двухсторонние иконы, написанные темперой на загрунтованном холсте, а не на
деревянном основании имеют название «таблетка». Они, как правило, очень
тонкие и хрупкие. Имеют небольшие размеры. Часто поновлялись и
прописывались. Предназначались для
В 1986 году на стороне с
изображением сюжета "Омовение ног" художником-реставратором
Дарьей
Мальцевой было сделано пробное раскрытие авторской живописи
размерами 3 х 4 см. Вся остальная поверхность находилась под слоем
потемневшей олифы и темного слоя записи. Вверху справа имелась потертость по
красочному слою размерами 3 х 7 см до нижних слоев записей.
В 2016
году, после фотографирования, икона была всесторонне изучена в отделе
технологических исследований и в отделе химико-биологических исследований
Русского музея.
Прежде всего, было сделано рентгенографирование
поверхности. Затем,
икона была
исследована в
инфракрасном спектре излучения. Стало ясно, что
авторская живопись находится в достаточно хорошей сохранности.
Исследование в
ультрафиолетовом спектре излучения выявило утраты и потертости лаковой
пленки. Визуальное исследование при помощи микроскопа дало ясное
представление о характере записей и состоянии сохранности авторского
красочного слоя. Выяснилось, что икона поновлялась,
как
минимум,
три раза.
Работа
началась на стороне иконы, где изображен сюжет "Омовение ног". Он восходит к
библейскому повествованию апостола Иоанна о том, как на Тайной вечери Иисус
Христос "встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце,
препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и
отирать полотенцем, которым был препоясан".
Раскрытие
авторской живописи
началось с правой верхней четверти - в районе участка пробного раскрытия 1986 года.
Удаление темной олифы и поздних записей осуществлялось послойно при помощи
стереомикроскопа,
микроинструментом, «всухую», без применения растворителей. В процессе
раскрытия выяснилось, что на поле иконы имеются три разновременных слоя
охристой записи. Золото фона сильно утрачено, особенно в средней и правой
частях. Поэтому авторские надписи и изображение веллума не сохранились. При
раскрытии были оставлены поздние белильные надписи, лежавшие на сине-голубом
фоне. Эта работа требовало особого внимания, тщательности и аккуратности,
так как высота букв – всего около 3мм.
При
раскрытии обнаружен интересный факт: голубая запись на фоне состоит из трех
единовременных близких по цвету слоев. Об этом свидетельствует отсутствие
лаковой пленки между ними. К тому же они очень тонкие. Представляется, что
при поновлении иконописец подбирал колер прямо на иконе, то есть это был
своеобразный "авторский поиск" наиболее подходящего цвета. После удаления
сине-голубой записи в левом верхнем углу проявились изображение петуха на
крыше, а также надпись на сохранной части золотого авторского фона. В местах
утрат авторского красочного слоя оставлены поздние записи, близкие по цвету
к авторской записи.
После
полного раскрытия участки утрат грунта по углам иконы были восполнены
реставрационным грунтом и тонированы акварелью в технике «пуантель».
Изображение веллума, по решению Реставрационной комиссии, воссоздано в
границах сохранившейся графьи и подготовительного рисунка. Лицевая
поверхность
покрыта реставрационным лаком.
Работа над второй стороной с сюжетом
«Помазание Христа у Симона Прокаженного» будет продолжена позднее.
25 марта 2019 года
|