|
|
Общий вид
лицевой поверхности до реставрации. 2015
|
|
|
Щит
иконы состоит из трех досок, скрепленных между
собой двумя сквозными, встречными шпонкам. Верхняя часть щита имеет форму
луковичного силуэта. Тыльная сторона закрыта темно-коричневой краской.
Имеются надписи синей краской инвентарных номеров.
Лицевая сторона находилась под толстой, сильно
потемневшей, сгрибленной олифной пленкой. На фоне лежал лепной золоченый
орнамент. По всей поверхности лицевой стороны имелись многочисленные мелкие
утраты красочного слоя до левкаса. На иконе с трудом просматривалась фигура
в царственных одеждах с короной на голове, в правой руке держащей свиток с
текстом.
По решению Реставрационной комиссии Русского
музея в начале 2015 года икона была укреплена художником-реставратором
высшей категории Еленой Азарниной.
Спустя два года на очередном заседании
Реставрационной комиссии было принято решение продолжить реставрационные
работы - провести полное раскрытие иконы от позднейших поновлений и слоев
олифы.
Эта работа была поручена ведущему художнику-реставратору мастерской
реставрации древнерусской живописи Рудольфу Кесареву.
Прежде всего, после проведения всесторонних
технологических и химико-биологических исследований реставратор сделал
пробное раскрытие в левой части иконы на поле с выходом на правую руку, на
свиток и одежды изображаемого с целью отработки методики раскрытия и
выявления истинного состояния сохранности поверхности. Пробное раскрытие
показало, что икона находится под толстой пленкой сильно потемневшей олифы,
двумя сплошными записями и локальными поздними прописками.
Первый слой записи (верхний) был сделан масляной
краской и относится к XIX веку, как и лепной орнамент на фоне. Поля были
закрашены черной краской и сверху вся поверхность иконы неоднократно
покрывалась олифой. Со временем пигмент масляной краски мигрировал в
масляную олифную пленку и не везде он прослеживается даже с помощью
бинокулярного микроскопа. Особенно он хорошо заметен на фрагментах личного
письма, на свитке и на изображении красного плаща.
Второй слой записей был сделан темперной краской,
предположительно его можно отнести к XVIII веку. По цвету и пигментам он
был близок к оригиналу и лишь прослойка олифы и не совпадение по рисунку
выдавала эту запись. Раскрытие велось всухую, без применения растворителей,
по методике, принятой в Государственном Русском музее. В результате пробного
раскрытия было выявлено, что укрепление красочного слоя, которое было
проведено ранее нуждается в повторении. Левкас очень рыхлый, красочный слой
держался на нем недостаточно прочно. Было решено провести вторичное
укрепление красочного слоя. Поскольку икона была с ковчегом, то поверхность
в ковчеге была залита слабым раствором медово-осетрового клея. Таким
образом, постепенно, шло насыщение левкаса клеем. Места прожухлостей
красочного слоя дополнительно смачивались клеем. Поздее на поверхность иконы
был нанесен более крепкий клей, положена профилактическая заклейка и
поверхность высушевалась теплым утюгом. После удаления профзаклейки на
участке, где было намечено провести пробное раскрытие, были сделаны
мастиковки в местах утрат красочного слоя.
Далее раскрытие проводилось вверх по свитку с выходом
на фон и лик святого. На изображении свитка были обнаружены три слоя записи.
Первая запись, которая лежит на оригинале – белила. Между этой записью и
оригиналом лежала тонкая прослойка олифы, которая придавала оригиналу общий
теплый тон. Выяснилось. что оригинальная живопись очень сильно потерта. При
поновлении свиток был полностью покрыт белилами и буквы, вероятно, были
прописаны "на просвет". Белила в записи были плохого качества и они со
временем стали серыми. В последующих записях ширина букв немного
увеличивалась. (В настоящее время запись на буквах временно оставлена.)
Поновительский поздний лепной орнамент на фоне был положен на остатки
золота, которое лежало на лаке, потемневшем и неравномерном по толщине,
местами отсутствовавшем. Красочный слой фона имеет многочисленные изломы и
приподнятости, вероятно, от ударов молотком. После удаления орнамента,
красочный слой пришлось укладывать и выравнивать с помощью клея,
фторопластовой пленки, шпателя и теплого утюга. После чего была сделана
довыборка остатков золота и потемневшего лака. Под слоем золота на фоне
открылась красная (киноварная) надпись, которая относится к промежуточной
записи XVIII века. Под ней открылась надпись черного цвета – первоначальная.
На фоне, после удаления поновительского золота и лака, открылись
многочисленные замастикованные отверстия от гвоздей. Это говорит о том, что
на иконе когда-то был басменный оклад. На полях иконы вначале имеется запись
зеленого цвета, которая лежит по олифной пленке и утратам, которая относится
к XVIII веку, а на ней запись черного цвета и сверху олифная пленка. На
полях в местах утрат оригинала оставлена зеленая запись.
Далее раскрытие перешло на изображение лика
святого. После удаления лепной надписи с нимба и поновительского золота,
открылся нимб зеленого цвета с обводкой белилами. Первоначально нимб был
голубым, но охристая подложка и окислившиеся олифа сделали его зеленым.
Красная обводка нимба относится к промежуточной записи, временно оставлена.
На изображении лика две записи – масляная и темперная. Масляная запись
хорошо просматривается на высветлениях скулы и подбородка. Темперная запись
- охра красная лежит на оригинале без прослойки олифы. Перед поновлением
олифную пленку аккуратно спемзовали, чтобы запись хорошо легла. Темперная
запись на лике очень твердая и с сильной адгезией. Запись пришлось
растачивать.
Особую сложность представляло раскрытие золотой каймы
и короны. Они находились под очень толстым слоем сбугрившейся, почерневшей
олифы. Изображение с трудом просматривалось, иногда его вовсе не было видно.
Олифа постепенно срезалась, обходя каждую жемчужину, каждый камешек. В
результате раскрытия стало понятно, что изображение каймы и короны относится
к поновительской записи XVIII века. Жемчуга и камни лежат на золоте,
которое, в свою очередь, лежит на масляном лаке. Под ним - остатки
первоначального золота, лежащего на полименте. Старые жемчуга не
сохранились, камни сохранились фрагментарно. Местами виден старый рисунок,
закрытый поновительским золотом, который не совпадает с рисунком записи.
Так же очень сложно раскрывается зеленая
одежда и позем. Дело в том, что красочный слой на этих участках имеет очень
сильно развитый кракелюр - результат длительного воздействия влаги на нижнюю
часть иконы, края у которого приподняты и имеют форму "чашечек", заполненных
слоями записи и олифой. Реставратору с огромной осторожностью под
микроскопом приходиться вычищать каждую "чашечку" отдельно, стараясь не
повредить края.
В процессе раскрытия поверхность красочного
слоя приходится постоянно укреплять раствором осетрового клея.
Работа по раскрытию
продолжается...
20 июня 2018 года
|
|
Фрагмент в
процессе пробного раскрытия авторской живописи. 2016
|
|
|
|
Процесс
постепенного раскрытия авторской живописи. 2016 |
|
|
|
Процесс
постепенного раскрытия авторской живописи. 2017 |
|
|
|
Процесс
постепенного раскрытия авторской живописи. 2018 |
|
|
|
Фрагмент
в процессе реставрации.
|
|
|
|
Фрагмент
в процессе реставрации. |
|
|
|
Фрагмент в процессе реставрации. 2018 г. |
|
|
|