Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация иконы "Святой евангелист Марк" XVI века

Реставратор Р.А. Кесарев за работой над раскрытием иконы XVI века "Святой евангелмист Марк" из собрания Русского музея

Ведущий художник-реставратор Рудольф Кесарев
за работой над иконой XVI века "Святой евангелист Марк". 2016

Лучшие работы отдела реставрации древнерусской живописи:

 Икона "Введение во храм" (XVII век)...>

 Двухсторонняя икона "Помазание Христа/Омовение ног". (XVII век)...>

 Икона "Огненное восхождение пророка Илии" (XVI век)...>

 Икона "Рождество Богоматери (XVII век)...>

 Икона "Распятие" (XIV век)...>

 Икона "Праотец Иосиф (XVII век)...>

 Икона "Святой евангелист Лука" (XVI век)...>

 Спасение и реставрация икон тихвинской школы XVI-XVII веков...>

 Икона "Борис и Глеб" (XIV век)...>

 Икона Святой евангелист Марк" (XVI век)...>


 

Реставрация икон из иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря.. Общий вид до реставрации.   Фото 2014 г.

Ведущий реставратор Рудольф Кесарев (в центре) рассказывает членам Реставрационной комиссии о ходе работ по реставрации иконы. 2014 г.

Древнерусская икона XVI века «Святой евангелист Марк» (202 х 82 х 3,7 см, инв. No. ДРЖ-3204) поступила на реставрацию 24 октября 2012 года из фондов Отдела древнерусского искусства Русского музея. Икона происходит из деисусного ряда иконостаса Успенского собора Тихвинского монастыря.

Щит иконы состоит из трех досок, двух широких и одной узкой, скрепленных между собой двумя врезными встречными шпонками. Тыльная сторона щита покрыта коричневой краской. Имеются надписи инвентарных номеров, нанесенные синей краской.

Изображение на иконе находилось под покровной пленкой олифы, которая очень сильно окислилась и потемнела, почти почернела, местами олифа имела сгрибленности. Изображение с трудом просматривалось.

При визуальном исследовании с помощью бинокулярной лупы и стереомикроскопа было выявлено, что на личном письме (лик, руки) под покровной пленкой олифы красочный слой имеет довольно большую толщину, что указывало на присутствие записи, а также характерный кракелюр. В некоторых местах разрывов красочного слоя по кракелюру имелись мелкие выкрошки красочного слоя – было видно, что помимо покровной пленки олифы, есть еще слой масляной краски и слой темперной. Слой масляной краски имел прозрачную структуру, и внутри этой структуры присутствовал пигмент. Всё это указывало на присутствие, по крайней мере, двух слоев поздней записи.

В дальнейшем, при раскрытии иконы, эти выводы визуального наблюдения подтвердились.

На изображении фона находился более поздний не авторский золоченый рельефный орнамент. На полях красочный слой местами имел отставания и утраты. В местах утрат просматривалось золото, положенное на желтый полимент. Золото имело потертости.

На изображении левой руки евангелиста было сделано пробное раскрытие, которое показало, что на ней, помимо олифной пленки, имелись две записи: одна запись сделана масляной краской, другая темперной.

Дальнейшее раскрытие было приостановлено, так как требовалось предварительное укрепление красочного слоя. Укрепление проводилось методом многократной пропитки раствором медово-осетрового клея по всей поверхности иконы.

После укрепления красочного слоя и левкаса было продолжено раскрытие иконы.

Раскрытие велось всухую, механическим способом, послойно под микроскопом. Рельефный орнамент и записи на изображении фигуры срезались специальным инструментом также под микроскопом. После удаления рельефного орнамента на фоне открылось сильно потертое золото и многочисленные гвоздевые отверстия, замастикованные коричневой мастикой. Гвоздевые отверстия указывают на то, что когда-то на иконе был металлический басменный оклад.

Особую сложность представляло раскрытие изображения Евангелия в руках апостола. Первоначальный золотой орнамент на облатке был ранее закрашен охрой светлой. На охру было положено листовое золото и лаком сделан орнамент. Впоследствии всё это было закрыто масляной записью. Если удалить масляную запись не представляло особого труда, то удаление охры светлой, лежащей на золотом асисте, представляло большую сложность. Запись охрой оказалась очень твердой. Первоначально ее пришлось растачивать, так как срезать ее было нельзя, поскольку она могла отрывать частицы золота. При утоньшении до определенной толщины охра становилась прозрачной и через нее начинало просвечивать золото. Остатки охры срезались осторожно небольшими частицами специальным инструментом под микроскопом. Так же приходилось удалять темперную запись и промежуточные прописки в некоторых местах на изображении гиматия и, особенно, хитона.

После удаления всех поздних записей и прописок в местах утрат и потертостей красочного слоя были выполнены тонировки. Тонировки выполнялись акварелью. После тонирования утрат икона была покрыта слоем дамарного лака с пиненом 1:3.

Работа была завершена и представлена на заседании Реставрационной комиссии Русского музея 14 октября 2015 года.

Дополнительно по теме:

История реставрации икон из Успенского собора Тихвинского монастыря в Отделе реставрации музейных ценностей Русского музея...>>>

О реставрации иконы тихвинской школы XVII века «Рождество Богоматери» (инв. No. ДРЖ-3173) из Успенского собора Тихвинского монастыря в 2015-2016 гг. в Отделе реставрации Русского музея..>>>

О новой книге, посвященной реставратору древнерусской живописи Русского музея Сергею Голубеву -  "ПОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗА. С.И. Голубев - реставратор, педагог, иконописец"...>>>

 

 

КРАТКИЙ ФОТООТЧЕТ
о процессе реставрации

.

Общий вид до реставрации. Контрольный участок раскрытия авторской живописи.

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта