В 1997-1999 гг. реставратором
А.И. Васильевым был еще раз укреплен грунт и
красочный слой. После этого было сделано вначале пробное, а затем частичное
раскрытие авторского красочного слоя в левой части иконы.
В 2004-2006 гг. художником-реставратором
Д.Ю. Прончатовым продолжено
раскрытие авторского красочного слоя в левой части.
В 2008 году Реставрационная комиссия Русского музея приняла решение о
полном раскрытии авторской живописи по всей поверхности.
Эта работа была поручена художнику-реставратору мастерской реставрации
древнерусской живописи
Игнату Александровичу Ратникову.
Щит иконы состоит из двух досок. Шпонки врезные, встречные, сквозные.
Имелись неактивные трещины основы, сколы, отщепы, вмятины древесины по всей
поверхности щита. Тыльная сторона закрашена красно-коричневой краской.
В момент поступления иконы в реставрационную мастерскую в
2008 году в левой ее части, на нераскрытом участке, авторский
красочный слой находился под слоем сильно потемневшей сгрибленной олифы. На
верхнем поле - значительная утрата грунта и красочного слоя до основы
(частично утрачена поновительская надпись). По всей поверхности были
выкрошки и утраты красочного слоя до грунта.
Пробное раскрытие выполнялось на верхнем поле и фоне при помощи
стереомикроскопа микроскальпелем "всухую". Пробное раскрытие выявило
авторский красочный слой в хорошей сохранности с тонким, частично утраченным
покровным слоем. На авторском красочном слое находилось два слоя записи:
плотная темперная и тонкая масляная прописка. На верхнем поле открылось
сильно потёртое авторское серебро под двумя слоями записи: плотной
тёмно-зелёной и коричневой краски. На полях выявились загрунтованные
гвоздевые отверстия, что указывает на то, что когда-то на иконе был оклад.
На изображении фона, под слоем позолоченного лепного орнамента, слоем
промежуточного золота с толстым слоем олифы открылся нижний слой позолоты на
красном полименте в хорошей сохранности.
Особую сложность при раскрытии представляла позолота на фоне. Поздний очень
твёрдый позолоченный лепной орнамент стачивался микроскальпелем "всухую" до
ровного слоя, затем микроскальпелем с увлажнением эмульсией, удалялся
толстый слой олифы и промежуточного золота, после чего утоньшался покровный
слой на нижележащей позолоте на красном полименте. В утратах позолоты на
полименте была оставлена промежуточная позолота в границах утрат. На
изображении фона открылась позолота в хорошей сохранности.
На авторском красочном слое сложность при раскрытии представляла плотная
темперная запись. Она утоньшалась до авторского красочного слоя под
микроскопом микроскальпелем "всухую".
В местах утрат авторского красочного слоя сохранялся слой записи, подходящий
по цвету и тону к авторскому. Также в связи с плохой сохранностью авторской
позолоты на нимбах святых и ассисте было оставлено поновительское золочение.
В процессе раскрытия грунт и красочный слой неоднократно укреплялись водным
раствором осетрового клея.
Утраты красочного слоя и грунта были
заполнены слоем реставрационного грунта и тонированы акварелью в технике "пуантель".
2 февраля 2017 года