Лицевая сторона была
полностью заклеена толстой пожелтевшей и окислившейся от времени оберточной
бумагой, изображение сквозь которую не просматривалось. Поэтому, без
удаления бумаги судить о
состоянии сохранности картины было просто невозможно.
В архиве Русского музея хранятся два
интересных документа, раскрывающих причину этой странной заклейки. Первый -
"Акт
реставрационного осмотра
картины "Оргия", датированный "27 января 1926 года". Он говорит о том, что в
результате осмотра картин, находившихся на валу, было обнаружено, что на
картине "Оргия" имеются "признаки осыпания верхних слоев живописи от нижних
слоев". Специалисты отмечают, что "так как все осыпания и признаки осыпания
замечены на прежнем слое краски и все носят для сохранности картины особенно
угрожающий характер, картину необходимо в виде временной меры укрепления
проклеить осетровым клеем и заклеить бумагой".
Второй документ - "Протокол
реставрационной комиссии
Русского музея" от 30 января 1926 года,
которая принимает выполненную работу - "Укреплены угрожающие осыпанием в
нескольких местах картины куски живописи осетровым клеем. Картина заклеена
бумагой. После высыхания заклейки картину закатать на вал".
Мы видим, что, к сожалению, "временная"
заклейка красочного слоя оберточной бумагой продлилась более 90 лет.
Сейчас, даже на основании предварительного
внешнего осмотра стало понятно, что состояние сохранности красочного слоя
может быть очень проблемным – на всей лицевой поверхности были видны полые
пузыри отставания бумаги, а исследование краев картины показало, что
бумага, к сожалению, отслаивается вместе с фрагментами верхнего красочного
слоя.
Для определения точного состояния красочного
слоя на небольшом контрольном участке живописи были выполнены пробные
удаления приклеенной бумаги. Это позволило составить представление как об
общем состоянии лицевой поверхности картины, состоянии красочного слоя,
уровне адгезии клеевого слоя, так и разработать план необходимых реставрационных
мероприятий для ее приведения в экспозиционный вид.
На основании этой предварительной работы
стало понятно, что авторская живопись многослойная и связь между этими
слоями нарушена. Особенно это касается тонкого верхнего завершающего
живописного слоя. В результате этих проблем, в период бытования картины на
ней стали появляться значительные осыпи и расслоения верхнего красочного
слоя. Для предотвращения дальнейшего процесса разрушения красочного слоя,
поверхность была сплошь заклеена бумагой. При этом,
для укрепления
красочного слоя, вместо традиционной для таких работ папиросной бумаги,
использовалась оберточная весьма низкого качества. Однако эта мера не только не решила
существующую проблему, но и усугубила ее, поскольку толстая непластичная
бумага и использование жесткого клея сильной концентрации вызвало усиление
отслоения верхнего красочного слоя, так как его сцепление с бумагой стало
сильнее, чем сцепление с нижними слоями живописи.
Таким образом, первой необходимой мерой для
обеспечения сохранности живописи является срочное удаление бумаги с
одновременным устранением очагов расслоения красочных слоев. Причем,
учитывая, специфический характер этой бумаги (ее значительную толщину и
хрупкость, вызванную окислением) и достаточно крепкий клей, на который была
произведена заклейка, традиционное удаление влажным способом будет
небезопасно для красочного слоя.
Необходимо выполнять послойное утоньшение
бумаги до полупрозрачного состояния, которое позволит оперативно выявлять
наличие отслоений красочного слоя на каждом конкретном участке и выбирать
подходящий способ дальнейшей работы по укреплению живописи и удалению
остатков бумаги.
Только после этого, необходимо будет удалить
затеки и сгустки старого побуревшего карамелизированного клея в фактуре
красочного слоя, так как они создают активное поверхностное натяжение и
будут провоцировать дальнейшие процессы расслоения красочного слоя, а также
меняют авторское цветовое решение.
Затем, необходимо будет провести полное
укрепление красочного слоя с глубинной пропиткой.
Авторские кромки необходимо усилить путем
дублирования к ним реставрационных кромок с предварительной заделкой мелких
прорывов холста и, после этого, натянуть картину на новый специально
заказанный деревянный подрамник.
Учитывая значительное количество утрат
красочного слоя, обнаруженное на контрольном участке, можно сделать вывод о
необходимости в дальнейшем, после технической реставрации выполнить
серьезную живописную реставрацию.
Эта сложная работа была поручена группе
реставраторов в составе -
Марат Дашкин (руководитель проекта),
Наталия
Романова и
Мария Солдатенкова.
Работа
продолжается...
Апрель 2017 года
|