|
Общий вид до
реставрации. 2019 |
|
|
Геридон, пладеменаж и конфектура — это три названия одного и того же
предмета. Конфектурой (от слова конфекты — сладости) называется
этажерка из трех ярусов, скрепленная посередине металлическим стержнем. На
дворцовых застольях в XVIII-XIX веках каждый ярус конфектуры сервировался
разными лакомствами: пирожными, цукатами, восточными сладостями.
Основной состав "Банкетного сервиза" был изготовлен по случаю бракосочетания великого
князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, и принцессы
Максимилианы Вильгельмины Августы Софии Марии Гессенской, будущей
императрицы Марии Александровны.
Состояние сохранности экспоната при поступлении в реставрацию было
неудовлетворительное. Предмет был сильно загрязнен, со следами старой
реставрации. Две тарелки из трех были ранее склеены. Клей, который
использовался для этого, пожелтел, деструктировался и частично рассохся.
Часть нижней тарелки хранилась в Отделе декоративно-прикладного искусства
отдельно, в виде многочисленных фрагментов. Металлический каркас проржавел,
золоченая бронза потемнела. На всей поверхности тарелок лежал толстый слой
копоти и пыли. В нижней части конфектуры,
на балясине, имелась утрата. По основанию - множественные мелкие сколы.
На
заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшейся в начале
2019 года, было решено поручить эту
работу
руководителю мастерской реставрации художественных изделий из керамики и стекла,
ведущему художнику-реставратору
Марии Бессмертной.
После визуального и химико-биологического исследования экспоната была
составлена подробная картограмма всех частей и фрагментов.
После этого предмет был
демонтирован. Средняя
тарелка постепенно была «расшита» на 11 фрагментов. Нижняя демонтирована,
«расшита», и с учетом отдельно хранившихся осколков, предварительно собрана
из 35 фрагментов. Конфектура постепенно была очищена от стойких загрязнений
и следов старого клея. С металлического каркаса удалены окислы и следы
коррозии.
Определив
последовательность склейки, фрагменты обеих тарелок были склеены. Для того
чтобы восполнить утраты на тарелках и на нижней балясине «конфектуры», были
сняты формы. Слепки делались с сохранившихся фрагментов «конфектуры». Для
получения форм использовалась точная оттискная масса, позволяющая снимать
тончайший рельеф фрагментов. Утраты и сколы были восполнены, швы склейки
мастикованы. Затем поверхности доделок были обработаны и подготовлены к
тонировкам.
На этапе
тонировок, для голубого фона тарелок, был выбран метод лессировки. Тонкий
золоченый орнамент восполнялся реставрационной пастой для золочения. Более
значительные утраты золоченого борта тарелок и нижней балясины «конфектуры»,
были выполнены методом золочения сусальным золотом.
На
завершающем этапе работы, реставратор выполнил монтаж всех деталей
композиции в единое целое.
21 августа 2020 года
Дополнительно по теме:
|