Кресло на четырех точеных ножках с мягким
набивным фигурным сидением и кожаным обивочным материалом было
изготовлено по типу английских библиотечных кресел XVIII столетия,
предназначенных для чтения (Reading Chair).
Их отличительной
чертой являлось то, что сидящий располагался в нём задом наперёд,
оказываясь лицом к спинке. С обратной стороны спинки устанавливался
откидной пюпитр для книг. Спинка кресла Петра I
имеет с внешней стороны прорезные пазы для предполагаемого
пюпитра, который, к сожалению, был утрачен еще в начале
XX века.
В
составленном в 1844 году смотрителем Домика Петра I
труде «Историческое описание дворца императора Петра Великого на
Петербургской стороне и его достопримечательностей» сообщается, что кресло
«собственной работы императора Петра Великого доставлено в домик
камерцалмейстерской должности Зимнего дворца 16 ноября 1838 года». В
путеводителе по Домику, изданном в 1891 году, указано, что «кресло из
березового дерева с кожаной подушкой, набитой волосом, собственной работы
Петра, сохраняется в Домике как достопамятная редкость». Также известно, что
в 1954 году была произведена реставрация предмета - "переклеены все
сопряжения, доделаны утраченные детали, сиденье перетянуто".
В
середине марта 2019 года состоялось расширенное заседание Реставрационной
Комиссии Русского музея. На нём присутствовали ведущие мастера-реставраторы
из Государственного Этнографического музея и Государственного Эрмитажа. В
результате обсуждения была принята программа реставрации.
Эту сложную работу было поручено провести художнику-реставратору
Максиму
Кошкареву.
Работа началась с тщательного визуального изучения предмета. Затем были проведены
химико-биологические исследования древесины. Было установлено, что все
детали кресла, кроме задней правой реставрационной ножки, выточенной из
березы и затонированной под орех, изготовлены из массива ореха. Изготовление
массивных ореховых элементов может указывать на принадлежность изделия к
ранней неотработанной технологии серийного производства мебели в петровское
время.
При
изучении состояния сохранности кресла был выявлен ряд проблем. Прежде всего,
конструкция кресла имела основной дефект, обусловленный особенностью его
проектирования. Эта особенность заключается в том, что массивные длинные
подлокотники, закрепленные к верхней части спинки, значительно выступают
вперед, при этом не имеют дополнительной опоры. Таким образом, вся нагрузка
приходится на небольшое по площади основание с единственным шиповым
соединением спинки кресла с задней царгой. Слабое шиповое соединение привело
в процессе эксплуатации предмета к расшатыванию и сколам конструктивных
узлов. Именно это и стало причиной установки реставрационных металлических
крепежных накладных
Y-образных
элементов, дополнительно фиксирующих спинку к задней царге. Однако это
полностью не решило конструктивную проблему: со временем соединение спинки с
царгой стало подвижно, и спинка значительно наклонилась вперед, а
подлокотники провисли относительно горизонтальной плоскости. Также
образовалось сквозное расхождение клеевого шва между правой и центральной
досками пропильного орнамента спинки.
В
местах крепления задних ножек образовался люфт сопряжений. Реставрационная
ножка была вклеена на эластичный синтетический клей, имела зазоры и
непрочное крепление. В соединениях задней и двух боковых царг позднее для
дополнительной фиксации были вбиты не предусмотренные конструкцией
металлические гвозди разного диаметра. Это привело к растрескиванию
древесины и сколам.
Поверхностное покрытие деревянных элементов кресла имело многочисленные
потертости, потемнения, царапины и разложения защитного покрытия в виде
светлых пятен. В местах крепления узлов и соединений наблюдались затеки
клея: темно-коричневого столярного и светло-прозрачного мягкого по плотности
реставрационного.
На
обивочном покрытии сидения кресла, выполненного из кожаного материала
темно-коричневого цвета, возникли многочисленные отслоения верхнего слоя
кожи от среднего в виде приподнятых чешуек, также образовались прорывы и
фрагментарные утраты кожи по кромке, обрывки которых были прибиты
многочисленными гвоздями текс. В месте крепления сидения со спинкой на
обивочном материале имелись поздние частично отклеенные реставрационные
вставки с затеками синтетического клея.
Для
консультации по реставрации кожаной обивки кресла
были дополнительно приглашены
специалисты из Государственного Эрмитажа и Российского
этнографического музея. Так как кресло имеет большое мемориальное значение,
было решено придерживаться консервативных методов реставрации.
Для
придания прежней жесткости конструкции кресла Петра
I
было
необходимо произвести демонтаж конструктивных узлов спинка - царга и две
задних ножки - царга с последующей переклейкой и укреплением проблемных
узловых соединений кресла.
Все
выкрученные при демонтаже винты и отверстия в крепеже пронумеровывались для
их последующей установки в свое посадочное отверстие. Коррозированные
стальные винты и гайки были очищены от коррозии и покрыты спиртовым лаком
для стабилизации и предотвращения последующих окислов. Затем проводилось
устранение дефектов на демонтированных деталях: остатки реставрационного
клея удалялись при помощи водно-спиртовых компрессов.
На
соединении задних ножек и царг имелись растрескивания, трещины и утраты. Для
предотвращения дальнейшего их расшатывания и образования риска сколов
устанавливались дополнительные деревянные элементы, фиксирующие задние
ножки, заднюю и две боковые царги. Накладные деревянные элементы из ореха
вклеивались на столярный клей ниже высоты царг, фигурно повторяя изгибы
авторских. После их установки стало возможным вклеить ножки с должной
жесткостью конструкции.
Склейка расхождения клеевого шва на спинке проводилась на осетровый клей,
так как он дает минимальный клеевой шов и качественную склейку деревянных
поверхностей.
Накладная планка, к которой фиксируется спинка кресла шиповым соединением и
накладными
Y-образными
элементами, имела реставрационные вставки в посадочных местах для шипов
спинки. Вставки при предыдущих реставрациях были приклеены на эластичный
синтетический клей, поэтому не имели должной жесткости и требовали
переклейки на осетровый клей высокой процентной концентрации, гарантирующий
надежное обратимое клеевое соединение.
Для
придания подлокотникам горизонтального положения между задней царгой и
накладной планкой был установлен клиновидный вкладыш с максимальной высотой
1 см у правого края царги и сужающийся на нет.
Для
выявления характера и свойств авторского защитного покрытия и наличия
поздних реставрационных покрытий на деревянных элементах был проведен ряд
химико-биологических исследований, которые показали наличие разновременных
защитных покрытий: воск с примесью стеарина, стеарин и отбеленный шеллак.
При
изучении поверхности в свете
видимой люминисценции
под
воздействием
ультрафиолетового
излучения наблюдалось оранжевое свечение, характерное для
отражения смолы шеллака. На не лицевых участках было проведено исследование
поверхности нанесением этилового спирта, а затем уайт-спирита. После
нанесения этилового спирта исследуемый участок терял оранжевое свечение в
UV
лучах, становилось заметным желто-белое свечение, характерное для восковых
композиций. После нанесения на этот же участок уайт-спирита свечение
полностью пропадало. Данные пробные работы выявляли следующее: авторское
покрытие имело традиционный для петровского времени восковой состав, а
шеллак предположительно использовался позднее. Так как подробных сведений о
реставрации предмета не обнаружено, имело смысл сохранить все компоненты
покрытий и произвести консервативные работы без удаления реставрационных
слоев защитных пленок.
Опираясь на результаты исследования, выявившее наличие воска и стеарина,
регенерация покрытия проводилась методом локальной термообработки
помутневших участков, которые проглаживались электрическим утюжком с тонкой
и узкой нагревательной платформой через фторопластовую пленку. В результате
поверхность стала равномерно прозрачной с глянцевым отливом и без видимых
разложений.
Реставрация обивочного материала началась с обеспыливания поверхности кожи и
удаления загрязнений с минимальным увлажнением. В результате лабораторных
исследований защитного покрытия обивочного материала было выявлено наличие
отбеленного воска, излишки которого удалялись с поверхности смоченным в
Shellsol
T
и туго отжатым ватным тампоном.
После этого была проведена стабилизация деструктированных участков кожи.
Укрепление приподнятых отстающих чешуек кожи и прорывов верхнего слоя кожи
эпидермиса производилось при помощи специального клеевого раствора. Сильно
приподнятые чешуйки кожи, которые не укладывались шпателем, поджимались
мешочками с песком через фторопластовую пленку.
В
местах сквозных утрат и прорывов обивочного материала использовались
реставрационные вставки из кожи, схожей по цвету и фактуре с авторской. На
кромках обивочного материла, которые имели недостаточную длину для фиксации,
ветхое состояние и прорывы, также подводился дублировочный материал. Та
часть реставрационной вставки, которая подкладывалась под авторский
материал, максимально утоньшалась с помощью остро заточенного медицинского
инструмента с целью минимального перепада толщины двух склеиваемых
поверхностей и подклеивалась специальным раствором. Фрагменты обивочного
материала, отстающие от основы и сдублированные на новый реставрационный
материал, фиксировались сохранившимися гвоздями, а в местах их отсутствия
устанавливались реставрационные декоративные гвозди, схожие с авторскими.
В
результате проведенных мероприятий были решены все поставленные перед
реставратором задачи. Креслу возвращена конструктивная прочность,
достаточная для музейного экспонирования. В обивочном материале восполнены
все прорывы и утраты, поверхностное покрытие регенерировано, предмет
приобрел экспозиционный вид. Реставрационная комиссия Русского музея высоко
оценила качество выполненной работы.
20 сентября 2019
|