Произведение
фламандского скульптора Т. Квеллинуса «Минерва»
по праву считается одной из лучших скульптур в коллекции Летнего сада.
Скудные архивные данные свидетельствуют о том, что статуя появилась в Летнем
саду в 1707 году. В течение только XX
столетия она шесть раз подвергалась реставрации: восполнялась кисть
левой руки, держащая копье, пальцы правой руки, фрагменты шлема и складок
одежды. Копье также представляло собой реставрационное восполнение,
относящееся, скорее всего, к первой трети XX века.
Последнее серьезное повреждение статуя получила в 2003 году, когда два
вандала вырвали у «Минервы» копье.
В результате этого были повреждены пальцы левой руки, фрагмент плинта,
расколото навершие копья. Скульптура в 2005 году поступила в мастерскую с
многочисленными старыми доделками фрагментов лица
(нос, губы), кисти левой руки, копья, деталей одежды, плинта, которые были
частично утрачены, потемнели и растрескались. Поверхность мрамора была покрыта сажепылевыми загрязнениями и пятнами биогенного
происхождения.
Удаление загрязнений осложнялось состоянием поверхности памятника:
значительная деструкция мрамора, на отдельных участках - каверны и сеть
мелких трещин, удерживающих загрязнение в верхнем слое камня. Для удаления
очагов биопоражения с поверхности скульптуры использовались компрессы на
основе каолина и перикиси водорода. Расчистка поверхности от стойких
сажепылевых загрязнений и старых защитных покрытий проводилась путем
промывки неионогенными поверхностно-активными веществами (ПАВ) и
композициями различных растворителей (спирт, ацетон, уайт-спирит, толуол и
др.), компрессами на основе натриевой соли карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ) с
различными активными реагентами. На определенном этапе работ пришлось
прекратить расчистку во избежание нанесения ущерба и без того ослабленной
поверхности статуи. Однако, в дальнейшем для решения этой проблемы может
быть весьма эффективным применение реставрационного лазера.
Особое
внимание при реставрации статуи «Минерва»
было уделено такой важной композиционной детали как копье, которое автор
вложил в левую руку непобедимой воительницы. При первом взгляде на статую
привлекает внимание необычная трактовка образа грозной богини: склоненная
голова, полуприкрытые веки, состояние задумчивости или печали. Благодаря
исследованиям доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника
Государственного Эрмитажа С.О.Андросова, стало известно, что подобная статуя
«Минерва» Томаса Квеллинуса
находится в соборе г. Орхус (Дания). «Минерва»
из Орхуса, отличающаяся от скульптуры Летнего сада только в деталях,
включена автором в композицию надгробия Софии Елизаветы Каризиус и двух ее
мужей. Мемориальная тематика памятника проясняет причину возникновения
столь необычной композиции.
В своей
работе мы использовали уникальную возможность привлечь в качестве косвенной
аналогии для восполнения утрат очень близкую по композиции скульптуру того
же автора. На основании изображения «Минервы»
из Орхуса, любезно предоставленного С.О.Андросовым, реставрационное
восполнение копья в руке Минервы с навершием в виде декоративно
выполненного бутона растения было заменено на более тонкое древко с изящным
остроконечным завершением. К тому же последний вариант копья, изготовленный
из титановой трубы диаметром 22 мм, оказался в несколько раз легче
предыдущего, что значительно ослабило нагрузку, которая приходится на кисть
и предплечье левой руки.
В связи
с отсутствием изобразительных материалов, передающих первоначальный вид
статуи из Летнего сада, Реставрационный совет утвердил вариант положения
копья в соответствии с имеющейся аналогией. Во время
демонтажа поврежденного восполнения кисти левой руки под обширной цементной
мастиковкой были обнаружены оригинальные часть запястья и фрагмент складок
по краю рукава. Следы грубой обработки режущим инструментом и отверстия для
арматуры на раскрытом участке свидетельствуют о том, что к этому наиболее
травматичному фрагменту скульптуры неоднократно прикасалась рука
реставратора.
В
результате многолетней коррозии металлической арматуры в предплечье левой
руки образовались трещины. Ослабленный участок предплечья был укреплен,
трещины закрыты доделочной массой на основе клея «Paraloid B-72» и мраморной
крошки. Новая арматура из нержавеющей стали зафиксирована в прочном
неповрежденном участке предплечья на известковую композицию, которая в
отличие от силовых полимерных клеев по составу и свойствам ближе к мрамору.
Состояние сохранности мраморного реставрационного восполнения кисти левой
руки со следами склейки эпоксидной смолой и сильной деструкции поверхности
было признано неудовлетворительным. Кисть левой руки была промоделирована
заново с учетом имеющихся изобразительных материалов и изготовлена из
доделочной массы, имитирующей натуральный камень.
Мраморные реставрационные доделки носа и губ, которые с течением времени
утратили первоначальную морфологию поверхности, заменены на новые
восполнения из искусственного камня, выполненные в соответствии с авторской
пластикой.
Таким
образом, в результате реставрационных работ удалось не только ликвидировать
аварийную ситуацию в области предплечья левой руки, но и раскрыть фрагмент
авторской поверхности, реконструировать положение кисти руки наиболее близко
к авторскому замыслу и даже, используя аналогичный памятник того же автора,
несколько видоизменить привычную для многих петербуржцев композицию
скульптуры.