,
став одним из его филиалов.
С самого первого дня перед реставраторами Русского музея была поставлена
задача оценить состояние сохранности мраморной скульптуры XVIII века,
хранящейся на территории сада. А затем, по результатам этого исследования
разработать комплексную программу по её консервации
и реставрации.
Главная
особенность этого периода
в истории скульптуры Летнего сада – это комплексный, по настоящему, музейный
подход к ее исследованию и сохранению. Это не "пожарная реставрация"
отдельных
статуй и бюстов, как это имело место в недавнем прошлом, а системная научная консервация и реставрация
всего комплекса скульптур
и постаментов, основанная на подробнейшем
предварительном изучении каждого памятника.
23
декабря 2004 года состоялся исторический Реставрационный совет Государственного
Русского музея с участием ответственных представителей Комитета по государственному
контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП) на
котором был утвержден I-ый этап (2005-2008
гг.) комплексной Программы
сохранения мраморных скульптур Летнего сада.
Утверждены методики реставрации, план работ и определены приоритеты.
Программа реставрации:
Программа включала пять основных реставрационных задач:
1. Исследование и документирование состояния
сохранности
каждого памятника. Поиск архивных документов по истории создания
и бытования. Изучение сведений о предыдущих реставрациях. Поиск аналогий для
восполнения утраченных фрагментов.
2. Расчистка мраморной поверхности от биопоражения и стойких загрязнений, удаление
старых защитных покрытий и мастиковок, утративших свои декоративные качества,
удаление непригодной для дальнейшего использования ржавой металлической
арматуры.
4.
Моделирование утраченных фрагментов в пластилине, изготовление этих деталей
из искусственного камня и монтаж их на скульптуре; восполнение мелких утрат
на поверхности памятника доделочной массой.
5. Биоцидная обработка поверхности и нанесение защитно-декоративного
покрытия.
Заведующий мастерской
Павел Лазарев
(слева) и ведущий
реставратор
Анна Казанова за обследованием
статуй "Минерва"
и "Юность" после очистки их поверхности от стойких загрязнений. 2005
I этап реставрации (2005-2008 гг)
1. Прежде всего, в самом начале 2005 года, была организована специализированная реставрационная мастерская
для работ
с мраморными скульптурами Летнего сада, оборудованная по последнему слову
техники, включая новейший
реставрационный лазер
"Smart Clean II" для работы со стойкими загрязнениями
камня. Она расположилась в Михайловском замке Русского музея. В помещениях были смонтированы мощные системы вентиляции и очистки
воздуха. Наличие постоянного помещения позволило заниматься реставрацией в
течение всего календарного года, а не только в летний период, что было
типичным для реставрации экстерьерной садово-парковой скульптуры.
2. С мая по сентябрь 2005 года было проведено комплексное обследование состояния
сохранности
всех 92 мраморных скульптур и постаментов. Составлены паспорта реставрации, подробные описания
состояния сохранности, картограммы повреждений и сделана цветная фотосъемка всех объектов в высоком
цифровом разрешении.
3. В течение второй
половины 2005 - 2006 гг. под контролем Реставрационной комиссии Русского музея
и КГИОП была проведена полная реставрация первых
мраморных скульптур и гранитных пьедесталов, состояние которых было
самое удручающее:
2). Бюст
"Аполлон"
П.Баратта, Италия, начало ХVШ в.
3). Бюст
"День
(Аллегория чистоты)"
Неизвестный скульптор, Италия. Начало ХVШ в..
4). Бюст
"Римлянин (Нерон)" Неизвестный скульптор, Италия, начало ХVШ в.
5. 25 мая
2007 года в Кофейном домике Летнего сада открылась небольшая,
постоянно действующая выставка
«Реставрация мраморной скульптуры Летнего сада в Русском музее». Центральную
часть экспозиции занимала только что отреставрированная статуя «Минерва». Многочисленные информационные
стенды с фотографиями, рассказывали о реставрации первых 9-ти скульптур Летнего
сада в Отделе реставрации Русского музея в период с 2005 по 2007 год.
6. В
ноябре 2007 года - завершены реставрационные работы ещё над пятью бюстами,
пострадавшими от рук вандалов осенью 2006 года:
1). Бюст
«Женщина с драгоценной цепью». Неизвестный скульптор, Италия. Начало ХVШ в. Мрамор. 90 х 45 х 25 см;
2).
Бюст «Неизвестная женщина. (Портрет молодой женщины)», Неизвестный скульптор, Италия. Начало ХVШ в. Мрамор. 100 х 62 х 31 см;
3). Бюст
«Женщина в драпировке» Неизвестный скульптор,
Италия. Начало ХVШ в. 79,5 (с подставкой) х 52 х 24,5 см;
4). Бюст
«Молодая женщина (Римлянка)» П.Баратта, Италия.
Начало ХVШ в. Мрамор. 91 х 65 х 24 см;
5). Бюст
«Благородство», Неизвестный скульптор. Италия.
Начало ХVШ в. Мрамор. 90 (с подставкой) х 52 х 31,5 см;
Реставрационный совет Русского музея принимает
после реставрации
мраморную статую "Юность" из коллекции Летнего
сада. 2005
7.
В
мае 2008 года - закончены реставрационные работы еще над тремя произведениями
(двумя статуями и одним бюстом):
1). Статуя
"Правосудие" П. Баратта. Италия. Начало ХVШ в.
Мрамор;
Статуя поступила в реставрацию осенью 2007 года без кисти правой
руки и без меча. В течение ХХ века статуя несколько раз проходила реставрацию.
В частности, рука и меч были ранее восстановлены заново, однако и эти реставрационные
восполнения пострадали в своё время от рук вандалов. Во время реставрации
2007-2008 гг. скульптура и постамент были расчищены от разного рода загрязнений,
укреплены многочисленные трещины мрамора и, самое главное, сделано новое
восполнение правой руки и меча по аналогии с известной статуей
"Правосудие" из Павловского парка, принадлежащей резцу того же
мастера.
2). Статуя
"Милосердие" П. Баратта. Италия. Начало ХVIII
в.
Мрамор;
Скульптура поступила в реставрацию осенью 2007 года. Статуя и
постамент расчищены от различного рода загрязнений, укреплены
многочисленные трещины, восполнены утраты на лице и по всей
поверхности статуи и постамента.
3). Бюст
День. Неизвестный скульптор. Италия. Начало ХVIII
в. Мрамор;
Итоги I этапа
реставрации:
С 2005 по 2008 годы были полностью отреставрированы 17
мраморных скульптур с постаментами, сохранность которых была в самом
плачевном состоянии. После завершения реставрации, все скульптуры , кроме статуи "Минерва" были
установлены в Летнем саду на местах своего постоянного экспонирования. А
статуя "Минерва" - была перемещена в Кофейный домик Летнего
сада, где заняла главное место в экспозиции постоянно действующей
выставки "Реставрация мраморных скульптур Летнего сада в Русском музее".
В небольшом зале была представлена подробная информация и фотографии о начале
реставрации скульптурных
произведений, о концепции и методах реставрации.
Начало реализации
проекта 2009-2011 гг. по капитальной реставрации и копированию всей
мраморной скульптуры Летнего сада.
II этап реставрации ( 2009-2011
гг.):
В 2009 году под контролем Реставрационного совета Русского музея
и КГИОП начался новый этап реставрации скульптур Летнего
сада.
За неполные три года
вся оригинальная мраморная
скульптура, а также гранитные и мраморные пьедесталы, были полностью отреставрированы.
В общей сложности - это более 200 скульптурных объектов, из
которых
91 - мраморная скульптура. После этого все
статуи, бюсты и скульптурные группы были перемещены на
постоянное музейное хранение в залы
Инженерного (Михайловского) замка
Русского музея, где они и находятся сейчас.
Только одну скульптурную группу "Мир
и изобилие. Ништадский мир" (скульптор П.
Баратта, Италия, нач. XVIII
в.) было решено оставить после реставрации на своём
историческом месте - между Летним дворцом Петра
I и набережной реки Невы. Гранитные пьедесталы после реставрации были возвращены в
Летний сад и установлены на свои места.
Вместо скульптурных
оригиналов на аллеи Летнего сада к концу 2011 года
вернулись их
точные копии, которые были созданы
с подлинников методом скульптурного литья из
искусственного мрамора (натуральной мраморной крошки с
синтетическим связующим в пропорциях 80% - 20%).
Учитывая необратимый процесс естественного старения и разрушения
каррарского мрамора, из которого
изготовлены скульптуры, находившиеся более трёхсот лет под открытым небом, и
постоянные акты
вандализма, ещё в октябре 1954 года на
расширенном совещании Управления культуры Ленинградского городского Совета
народных депутатов и дирекции Летнего сада, при обсуждении проблем хранения
мраморной скульптуры, известный архитектор А.Э. Гессен высказал радикальное
предложение - заменить подлинные скульптуры копиями.
Но к сожалению только в 1986 году, спустя более 30 лет, появилось
историческое решение Исполнительного Комитета Ленинградского городского
Совета Депутатов трудящихся в виде Постановления «Об изготовлении копий
скульптуры Летнего сада», которое на законодательном уровне утвердило
государственную стратегию по замене подлинной скульптуры на копии. ...
На примере
мраморного бюста
"Александр Македонский"
демонстрируется процесс
изготовления копий на выставке "О копировании
скульптуры Летнего сада" (Михайловский замок). 2011