|
Копии,
созданные с оригинала бюста неизвестного скульптора XVIII
века "Вельможа.
(Герцог Бранденбургский)":
1. Одна из неудачных
экспериментальных копий, сделанных в 1985 году из мраморной
крошки и связующего на основе портландцемента. (2008)
2. Копия, сделанная методом литья
в 2011 году из перетёртого каррарского мрамора и связующего на
основе прозрачного инертного полимера. (2020) |
|
Мы хотели бы подробнее рассказать Вам о том, как
в петербургском Летнем саду происходила замена подлинных
мраморных
скульптур XVIII века на
современные точные копии.
Предыстория
В октябре 1954 года на
расширенном совещании в Управлении культуры Ленинградского городского Совета
народных депутатов при обсуждении проблем хранения
мраморной скульптуры Летнего сада, известный архитектор А.Э. Гессен говоря о необратимом
процессе естественного старения и разрушения
каррарского мрамора, из которого
изготовлены скульптуры и постоянные акты
вандализма, высказал радикальное
предложение - заменить подлинные скульптуры их точными копиями.
К сожалению, потребовалось более 30 лет для того, чтобы появилось
историческое решение Исполнительного Комитета Ленинградского городского
Совета Депутатов трудящихся в виде Постановления «Об изготовлении копий
скульптуры Летнего сада» принятого в 1986 году, которое на законодательном уровне утвердило
государственную стратегию по замене подлинной скульптуры на копии.
Этому судьбоносному для
Летнего сада решению предшествовали многочисленные эксперименты по выработке
методики копирования. В частности, было изготовлено два бюста с подлинной
работы "Вельможа. (Герцог Бранденбургский)" на основе мраморной крошки. В их
состав добавлялись различные связующие материалы. Для одного бюста был
использован силициновый цемент, для другого - портландский цемент
("портландцемент"). В результате жестких температурно-влажностных испытаний
(бюсты не закрывались даже на зимний период), была одобрена методика по
созданию копий из мраморной крошки с портландцементом.
За десять лет с 1986 по 1996 годы было изготовлено 25 копий скульптурных
бюстов. С 1996 по 2003 годы — ещё 3 копии статуй. Таким образом, до 2004
года было изготовлено в общей сложности 28 копий. К сожалению, из за
неотработанной до конца методики и несовершенных материалов, копии, спустя
некоторое время, стали приходить в неэкспозиционное состояние. Появились
трещины и пятна. Некоторые скульптуры стали стремительно желтеть. В 2003
году копирование было приостановлено.
Несмотря на неудачи в
технологическом плане, огромным положительным моментом этого периода в жизни
Летнего сада стало то, что процесс замены разрушающихся оригиналов на копии,
наконец-то, начался.
Копирование скульптур в Русском музее
После вхождения Летнего сада в состав Русского музея в
2004 году, практически сразу, был поставлен вопрос о
состоянии сохранности
мраморной скульптуры. Все
эксперты понимали, что только реставрация и замена подлинной
скульптуры на точные копии может спасти уникальную
коллекцию от полного разрушения. Для будущего хранения
подлинников были выделены специальные помещения с
оптимальными температурно-влажностными условиями
музейного хранения в Михайловском (Инженерном) замке. На
свои исторические места в Летний сад должны были
возвращаться их точные копии.
|
Выставка "О копировании скульптур Летнего сада
в Русском музее"
(Михайловский замок 2011).
На примере мраморного бюста
неизвестного скульптора XVIII века "Александр Македонский" демонстрируется процесс изготовления
копий. Слева направо - 1). мраморный оригинал
после реставрации 2). форма для отливки 3). копия из искусственного
мрамора. На заднем плане - фотография бюста до начала
реставрации. 2011 |
|
Во
время капитальной реставрации
всей скульптуры в
2009-2011 годах, по мере готовности памятников, с
них постепенно снимались силиконовые формы и,
изготавливались копии из "искусственного мрамора"
(натуральной мраморной крошки различной фракции и
полимерного связующего). Эта методика
ранее была опробована при создании копий с мраморных
скульптур на ряде памятников садово-парковой скульптуры
из пригородных музеев Петербурга. Она показала отличные результаты.
Используя накопленный положительный опыт и
высококачественные импортные материалы, которые не имели
отечественных аналогов, специалисты приступили к
копированию. За неполные три года было изготовлено 90
копий скульптур (статуи, бюсты, скульптурные группы) и
152 пьедестала и подставки под бюсты.
Методика копирования скульптур неоднократно обсуждалась
на расширенных Реставрационных советах и комиссиях
Русского музея и КГИОПа и, в конечном счете, была
единогласно утверждена. Было решено делать факсимильные
копии методом "скульптурного литья".
Для
этого, прежде всего, скульптуры прошли
полную реставрацию -
поверхность камня была
очищена от стойких поверхностных загрязнений, поздних доделок и чинок
и укреплена. Были укреплены многочисленные трещины,
сколы и сломы. Закреплены подвижные фрагменты. По имеющимся
документальным материалам и прямым аналогиям были реконструированы
многочисленные утраченные детали на отдельных скульптурах.
Многие старые доделки, искажающие авторский замысел,
пришлось заменять на новые.
Только после этого мастера перешли к процессу снятия
форм. Скульптуры были покрыты специальным нейтральным изолирующим
составом, после чего на них, в несколько слоев, был
нанесен формовочный безусадочный силикон. Затем, после
высыхания, на него были нанесены слои гелькоута "Березин" (Beresin)
для создания легкой и сверхпрочной литьевой
конструкции,
вместо традиционной в таких случаях тяжелой и
громоздкой формы из гипса. После завершения процесса создания
формовочной конструкции, элементы форм были разобраны и
подготовлены для заливки мраморного наполнителя. А
скульптуры были вновь переданы реставраторам, которые
аккуратно удалили с их поверхности все защитные слои,
которые изолировали мрамор от силикона.
|
Процесс создания силиконовых форм
с мраморной статуи из Летнего сада. 2010 |
|
Готовые формы, в свою очередь, были перемещены в
специальные формовочные мастерские, где с помощью
сложных систем в них были залиты растворы натуральной
мраморной крошки различной фракции с прозрачным
полимерным связующим (в пропорциях 4 :
1). Таким
способом были
созданы
копии, с абсолютной точностью передающие весь характер
поверхности оригиналов мраморных скульптур.
Современные материалы и
технологии позволили имитировать мрамор с такой степенью
достоверности, что визуально отличить полученные копии
от оригиналов практически невозможно. Важно отметить и
тот факт, что прочностные характеристики материала
прошли испытания в ведущих научных лабораториях и
позволяют не беспокоиться о сохранности скульптуры в
будущем. За эти годы (с 2011 г.) сохранность
скульптурных копий не изменилась. Не появилось никаких
трещин, сколов, пятен, никаких изменений в цвете
поверхности.
Несколько слов хотелось бы еще здесь сказать о внешней
поверхности мрамора на оригинальных скульптурах. Дело в том, что
за прошедшие 300 лет авторская моделировка
на многих из них утрачена почти полностью. Особенно
активно процесс разрушения происходил в
XIX веке, когда в городе широко использовался
каменный уголь. При его сжигании в атмосферу в большом
количестве попадали оксиды серы и другие загрязняющие
вещества,
которые соединяясь с влажным питерским воздухом
превращались в кислотные взвеси. Эти "кислотные дожди"
день за днем разрушали твердый камень, превращая его,
фактически, в гипс. Со временем, более мягкие верхние
слои камня вымывались дождями и выветривались, что, в
конечном счете, привело к сглаживанию деталей,
округлению и упрощению форм. В результате, некоторые
скульптуры, стали похожими на "обмылки". Поэтому
мы должны понимать, что скульптуры, которые дошли до
нас,
очень сильно отличаются по внешнему виду от тех работ,
которые видели зрители, к примеру, в
XVIII веке. Но какими были эти
работы в то время мы можем только предполагать.