|
Фрагмент
верхней части статуи
до начала реставрационных работ. Фрагменты рук и бубен были разбиты
на 28 фрагментов, мрамор деструктирован, трещины и загрязнения,
2004
|
|
|
В 1722 году она
была приобретена в Венеции доверенным лицом императора Петра
I
С.Л. Рагузинским-Владиславичем (1699-1738) и привезена в Санкт-Петербург. В списках значилась как «Младость». Аллегория Юности представлена
в виде молодой девушки, танцующей под аккомпанемент бубна. Обезьянка у её
ног, намекает на свойства юности – легкомыслие и склонность к подражанию.
За период с
1911 по 1991 годы скульптура проходила реставрацию семь раз. Во время знаменитого
урагана, которых прошел в Петербурге в июле 2001 года, статуя была разрушена от упавшего на неё дерева. В
декабре 20024 года статуя поступила на полную
реставрацию.
Состояние
сохранности до реставрации было удручающее - левая рука, бубен и кисть правой руки
были разбиты на 28 фрагментов.
Поверхность мрамора деструктирована и имела многочисленные трещины. Скульптура
была покрыта саже-пылевыми загрязнениями и пятнами биогенного происхождения.
Многочисленные мастиковки и восполнения, выполненные ранее, потемнели и
растрескались.
Из за своей неудовлетворительной
сохранности, статую "Юность" было решено взять на реставрацию первой из всех
скульптур Летнего сада. Работа была начата в январе 2005 года и закончена через
пять месяцев. Реставрационные работы
проводились в соответствии с заданием Реставрационного совета Русского музея
по методике,
разработанной специалистами
мастерской реставрации гипсовой и каменной скульптуры Русского
музея и
утвержденной в
Санкт-Петербургском комитете по
государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
(КГИОП).
Удаление
стойких поверхностных загрязнений осуществлялось поэтапно и многократно с
применением новейших технологий в области реставрации. В частности, широко
использовался реставрационный лазер. После расчистки структура
мрамора укреплена камнеукрепляющим составом. Выполнена уникальная работа по
монтажу бубна и рук на скульптуре.
Здесь, основная сложность
заключалась в монтаже всех уцелевших фрагментов. Следует заметить, что толщина
бубна в самой тонкой его части составляла всего 4 мм, что требовало очень
точного совмещения всех частей и дополнительной фиксации их между собой для
транспортировки и дальнейшего экспонирования в Летнем саду. В первую очередь все
фрагменты бубна и кисть левой руки были выставлены на гипсовой подложке, что
позволило состыковать и зафиксировать их в необходимом положении. После этого
монтажные швы инъектировались
раствором обратимого клея «Paroloid B-72» в толуоле различной концентрации (от
5 – 30 %). Мелкие утраты восполнялись доделочной массой на основе 30-%
раствора того же клея в ацетоне и мраморной крошки. Для дополнительной
фиксации смежные фрагменты бубна скреплялись скобами, изготовленными из
прутка нержавеющей стали диаметром 3 мм.
После
сборки всех мелких фрагментов был осуществлен монтаж предплечья, а затем и
кисти левой руки с бубном на эпоксидный клей с использованием арматуры из
нержавеющей стали. Первые испытания – транспортировка статуи в Летний сад и
установка на постаменте – прошли успешно.
Для защиты
поверхности мрамора от воздействия агрессивной среды проведена антисептическая
обработка камня и нанесен защитно-декоративный слой воска.
2005
|