Санкт-Петербург 2017
год
"Амвон из Софийского собора в Новгороде (1533 г.).
Реставрация как метод комплексного исследования памятника"*
Ж.А.
Максименко
Художник-реставратор
сектора реставрации резных икон
и деревянной скульптуры Государственного Русского музея
|
Общий вид Амвона 1533 года из собора Святой
Софии (Софийский собор) Великого Новгорода до реставрации.
Начало 2014 г.
|
|
Волею судеб Государственный Русский музей
является хранителем уникального памятника русского средневекового искусства
– деревянного амвона из Софийского собора в Новгороде (ДРД-443). Это -
единственный в мире сохранившийся отдельностоящий деревянный
амвон византийской
православной традиции. Его конструкция была собрана "в лето 1533 года" как
центральный элемент храмового комплекса
собора Святой Софии в последний год правления Василия
III и по заказу архиепископа Великого Новгорода Макария,
который позднее венчал на царствие Ивана IV, прозванного Грозным.
Амвон (от греч. άμβων - «возвышение») -
специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения
Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов.
Вероятно, первоначально амвоны устраивались в виде платформы со ступенями и
переносным аналоем. На Руси они известны с XII века.
После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления и название «амвон»
перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами.
Образом древнего амвона в Русской церкви в настоящее время является
невысокий помост в центре храма, используемый при архиерейском богослужении.
Он называется архиерейским амвоном, облачальным местом или рундуком.
Сохранившийся Новгородский амвон собирался на
круглом деревянном основании, диаметр которого составляет 227
см, окружность - более 600 см, высота – 279
см. Два проема, расположенные друг напротив друга и ориентированные
по оси восток-запад, оставались свободными и служили для подъема на амвон и
спуска с него, который осуществлялся по приставным лестницам.
Предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в
богослужении (в первую очередь на нем читалось Евангелие), на момент
создания амвон был богато украшен иконными изображениями (30 икон),
скульптурой (12 фигур) и резьбой. В конструкции амвона – 12 столбиков и 10
панелей, 30 главок и 36 замковых элементов с резным изображением скрафима.
Изначально амвон состоял из 300 деталей не считая всходов. К XXI веку, к
моменту начала современной реставрации, сохранность оригинального памятника
составляла 62%, то есть из 300 оригинальных деталей сохранились 188.
История бытования памятника насчитывает почти
пять веков. До XVII в.
амвон активно использовался в богослужении
главного собора Новгорода. С середины
XVII в. по н. XVIII в. он был убран на хоры Софийского собора, где находился
там до нач. XIX века.
|
Хронология перемещений Амвона. |
|
В 1856 году во время правления Александра II
в Академии художеств при классе православного иконописания был учрежден
Музей христианских древностей.1 Этот музей должен был стать национальным по
концепции его устроителей: великой княгини Марии Николаевны и князя Григория
Гагарина. «Цель этого национального музея – показать Россию в ее самом
привлекательном прошедшем и настоящем…»2 Поэтому амвон, как
уникальный образец древнерусского искусства, в 1860 г. в числе других
древностей Софийского собора был вывезен в Санкт-Петербург в Академию
художеств.
Спустя 327 лет после своего создания,
извлеченный из церковной среды и включенный в музейное собрание Академии
художеств, амвон, как подлинный памятник, приобрел новое звучание. Он стал
аутентичным источником эмоций, но теперь в других обстоятельствах. Концепция
музея XIX века предлагала зрителю новый статус памятника - статус архаичного
экспоната. Этим можно объяснить, в частности, реставрацию амвона в Академии
художеств, проведенную в период с 1860-го по 1897 г. - в соответствии с
теорией и практикой реставрационного дела, которое в XIX веке только
начинало зарождаться.
Реставрация проводилась под наблюдением
Михаила Петровича Боткина3 и Василия Александровича Прохорова.4
Личные качества Василия Александровича и его связи сыграли немаловажную роль
при выборе принципа реставрации амвона в период нахождения его в Академии
Художеств. В результате реставрации он был «приведен в экспозиционный вид по
меркам того времени» или по вкусам и представлениям его наблюдателей,
отвечающих за реставрацию. После реставрационных вмешательств вместо
утраченных деталей на памятнике появились воссозданные. Среди них: киоты,
короны, горизонтальная накладная резьба. Все детали были выполнены из гипса
и покрыты бронзой. Это могло произойти в 1880-е гг. в мастерской Абросимовых,
находившейся недалеко от Академии Художеств на 2-й линии В.О., д.5.5
В 1897 г. в отреставрированном виде памятник
был передан из Академии художеств в Русский музей императора Александра
III. В таком «обновленном виде» памятник находился на экспозиции до середины
1920-х годов XX века. С 1922 по 1926 год директором Русского музея стал
Николай Петрович Сычев6, который разработал первые постоянные
экспозиции. Особое место в экспозиции тогда занимал амвон, так как открытка
с изображением амвона была хорошо известна и продавалась посетителям музея.
|
В процессе демонтажа деталей. 2014
|
|
В марте1923 года Николай Петрович Сычев
поднял вопрос о реставрации амвона: «Предварительное исследование показало,
что названный памятник, сильно поврежденный при прежних реставрациях (в
Академии Художеств) в настоящее время в значительной части является
неподлинным…»7 - такую оценку реставрации 1880-1890-х годов дал
Николай Петрович Сычев и предложил разработать вопрос о реставрации
памятника, но предварительно провести обследование и фотографирование,
которые не были сделаны в Академии Художеств. Сподвижником Николая
Петровича Сычева в деле разработки принципов сохранения памятников
древнерусского искусства в ГРМ был
Николай Андреевич Околович8.
Несмотря на тяжелое для страны время, в 1920-е годы Н.А. Околович четко
сформулировал принципы, которыми должны были руководствоваться при
реставрации памятников древнерусской живописи.
Эти принципы будут отражены через 40 лет в
1964-1965 г.г. в «Венецианской хартии» и в 1994г. в «Нарском документе о
подлинности». Совместная работа хранителей, историков искусства и
реставраторов позволила уже в те годы заложить основы научного подхода не
только к проблемам сохранения памятников древнерусской живописи, но и к
вопросам реставрации в общем.
Тяжелое положение в стране привело к
катастрофическому ухудшению музейных условий. Поэтому самым важным стало
проведение большого объема консервационных работ. Эти работы отвлекли от
разрешения вопроса о реставрации амвона. Затем в 1926 году ушел с поста
директора Русского музея Николай Петрович Сычев, в 1933 он был арестован и 5
лет находился в заключении. В 1928 году ушел из жизни сподвижник Николая
Петровича Сычева - Николай Андреевич Околович. Поэтому история реставрации
амвона прервалась. Дальнейшее бытование памятника связано с судьбой страны.
В самом начале Великой Отечественной войны экспонат был разобран, помещен в
ящики и скрыт на территории музея. И только после войны был вновь собран и
хранился в фонде древнерусского искусства Государственного Русского музея.
В 1998 году сектор реставрации деревянной
скульптуры совместно с хранителем амвона Клюкановой О.В. подняли вопрос о
реставрации памятника. Были подготовлены обмеры, составлены описания
состояния сохранности отдельных элементов, проведены:
анатомо-морфологический анализ древесины, возможные для конца 1990-х годов
физико-оптические исследования (в ультрафиолетовом диапазоне излучения и в
инфракрасных лучах), химический анализ грунта и некоторых пигментов.
Но судьба распорядилась иначе и снова история
реставрации амвона прервалась на целых 15 лет.
Только в 2013 году сотрудники сектора
реставрации резных икон и деревянной скульптуры смогли вернуться к
реставрации этого уникального памятника. К этому времени сложились все
факторы, положительно повлиявшие на решение о реставрации амвона. Чтобы
провести комплексные исследования и фотофиксацию всех деталей, был
разработан подробный проект последовательных реставрационных действий,
который опирался на историко-архивные исследования и анализ реставрационных
вмешательств XIX века. Была сформулирована цель реставрации, определены
задачи и описан конечный результат предстоящей реставрации.
|
Записка,
найденная в одной из деталей Амвона во время реставрации. 2014
|
|
Основной целью, несомненно, являлось
сохранение и выявление исторической подлинности и целостности материальной
структуры памятника. Это, в свою очередь, ставило перед реставраторами ряд
исследовательских и аналитических задач:
1). Анализ результатов реставрационного
вмешательства XIX века
2). Анализ комплексных физико-химических
исследований на базе ГРМ
3). Определение степени современного
реставрационного вмешательства по совокупности выводов, сделанных по всем
видам исследований
Поставленные задачи последовательно решались
в ходе реставрационных мероприятий.
Прежде всего памятник был разобран на детали.
Процесс демонтажа занял несколько недель. Все гвозди, когда-либо вбитые в
детали, вынимались с крайней осторожностью и сохранялись.
Каждая деталь до начала реставрационных работ
была сфотографирована с лицевой и с тыльной сторон. На каждую из деталей
было составлено подробное описание всех повреждений. Во время осмотра было
замечено, что детали имеют оригинальную маркировку (зарубками, насечками,
буквенными обозначениями). После проведения исследования указанной
маркировки (научным сотрудником К.С. Чарыковой) стало возможным расположить
и смонтировать детали на памятнике согласно их первоначальному
местоположению9. Все детали перед монтажом были промаркированы
и обозначены на картограмме и схеме сборки амвона.
Также демонтаж принес ряд уникальных находок:
Во внутренней полости одной из главок амвона
с панели №9 были обнаружены свеча и записка, размером 11,5 х 4,5 см,
сложенная вчетверо с текстом следующего содержания: «Афонкин жеребий. У
Успения Богородицы поп. У Преображения Господня на Ильины два попы. У
Знамения Богородицы два попы». Находка была обнаружена 19 января 2014 года
реставратором А.В. Кондратьевой. На основании результатов
технико-технологических исследований методом РФА10 записка
датируется не позднее середины XVII века; текст выполнен железогалловыми
чернилами на бумаге высокого качества, французского производства.
Исследования данной находки продолжаются. Возможны изменения датировки
записки. Исследование было выполнено научным сотрудником С.В. Сирро.
После демонтажа стала понятна конструкция
амвона, технические приемы и особенности. Демонтированные детали стало
возможным исследовать всесторонне, поэтому было проведено комплексное
исследование каждой из 188 сохранившихся деталей.
|
Граффити, обнаруженное
4
марта 2017 года
во
время реставрационных работ на
тыльной стороне одного из валиков с панели № 5.
|
|
Чрезвычайный интерес представляет собой
граффити, найденное на тыльной стороне одного из валиков с панели №5. Острым
резцом на дереве прорезано изображение человечка, с ногами от плеч и посохом,
завершающимся крестом, в руке. Не исключено, что своеобразная трактовка
фигуры подстроена под букву «М», контур которой отчетливо прослеживается в
нижней части фигуры. Учитывая то, что заказчиком амвона был архиепископ
Макарий, и что в руке человечка имеется посох с навершием в виде креста (атрибут
святителя), можно предположить, что данное изображение может являться
инициалом владыки Макария.11 Граффити было обнаружено 4 марта
2017 года.
Далее последовал долгий период анализа
реставрационной ситуации и технико-технологических исследований.
Анатомо-морфологический анализ позволил
понять как виртуозно мастерами того времени использовались свойства
древесины различных пород для решения определенных технических и
художественных задач. При изготовлении амвона были использованы следующие
породы древесины: липа, сосна, дуб, клен.
По результатам химических исследований была
составлена палитра основных колеров на основе названий пигментов.
Исследования методом ИК Фурье спектроскопии
позволили уточнить характер поновлений.
Съемка в УФ-лучах выявила остатки надписи
на горизонтальных панелях, что позволило определить характер надписи и
прочесть ее.
РФА исследования позволили составить
достоверную картину художественного решения отделки резных деталей амвона.
По сохранившимся в углублениях резьбы микроскопическим фрагментам
металлизированного покрытия удалось выявить первоначальный замысел
декорирования. Он заключался в чередовании серебрения и золочения, что
создавало неповторимый художественный эффект. Использовать этот метод при
исследовании амвона стало возможным при появлении в ГРМ в начале 2010-х
годов портативного рентгенофлуоресцентного анализатора металлов, который
идеально подходит для анализа химического состава металлов и сплавов.
Совокупность результатов исследований дала
возможность в полной мере оценить художественные достоинства столь сложного
памятника, смоделировать конечный результат реставрации и значительно
обогатить представления о технических возможностях русских мастеров XVI в.
Параллельно производились консервационные
работы:
Деревянные детали и участки сохранившейся
темперной живописи были укреплены с помощью пропиток водного раствора
осетрового клея разной концентрации. Отщепы и отколовшиеся фрагменты были
подклеены. Детали, расколотые на несколько частей, также были склеены.
Трещины, сучки, выбоины, гвоздевые отверстия, острые сломы древесины и
участки с деструкцией были законсервированы.
В XIX веке в Академии художеств, для
создания цельного образа памятника, все воссозданные из гипса и аутентичные
деревянные резные детали были покрыты бронзовой краской. Большое количество
слоев краски заполнило углубления резьбы, краска окислилась и потемнела. Это
полностью исказило первоначальное художественное решение декоративного
убранства амвона. Реставрационной задачей стало удаление этих поновительских слоёв.
Работа велась под микроскопом и существенно осложнялась значительной
глубиной резьбы и криволинейностью расчищаемых поверхностей. После раскрытия
декоративных резных элементов от поновительских бронзировочных слоев
выявилась первоначальная резьба и открылись сохранившиеся фрагменты позолоты
XVI века. Таким же способом были раскрыты резные пластины с панелей.
Накладная резьба представляет собой тонкие прорезные пластины из липы,
которые во время бытования деформировались и растрескались. Для сохранения
физической цельности пластин было выполнено дублирование на холст, который
предварительно был окрашен в цвет и тон сосновых панелей. Затем
пластины монтировались на панели при помощи латунных гвоздиков в старые отверстия.
Особую сложность составило восполнение
утраченных деталей. Для достижения необходимой соразмерности и эмоциональной
выразительности памятника некоторые объемные декоративные детали (главки и
замковые элементы) были восполнены по прямым аналогиям в авторском материале
с соблюдением основных реставрационных принципов: локализация,
дифференциация, обратимость.
Таким образом, проведенные консервационные,
реставрационные работы на научной основе, способствовали внимательному
исследовательскому процессу, который принес несколько открытий и расширил
культурное пространство вокруг памятника.
В исследовании и реставрации принимали
участие:
Художники-реставраторы:
В.Я. Чмеленко,
Ж.А. Максименко,
А.В. Кондратьева,
В.В. Копяков.
Научный сотрудник: К.С. Чарыкова.
Фотограф: Н.С. Туркин,
Хранитель: О.В. Клюканова
Ссылки:
1. По академическому уставу 1859 года музей АХ
стал общедоступным. С 1897 года служил местом публичного представления
произведений, претендовавших на размещение в Русском музее.
2. Из докладной записки князя Г.Г.
Гагарина великой княгине Марии Николаевне
3. Михаил Петрович Боткин (1839-1914 гг.) -
художник, академик, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат. С 1879
г. был членом совета Императорской Академии Художеств, с 1888 г. – членом
Императорской Археологической комиссии, в период с 1896 г. по 1897 г. –
экспертом по реставрации фресок Софийского собора в Новгороде и Мирожского
монастыря во Пскове.
4. Василий Александрович Прохоров (1818-1882
гг.) - директор музея Академии художеств с 1862 по 1882 год. Занял место
директора и хранителя музея после смерти его предшественника архитектора А.М. Горностаева в 1862 году. Василий Александрович был выходцем из духовного
сословия, увлекшийся живописью, но не окончивший Академию Художеств. С 1859
года читал лекции по истории и археологии в Академии художеств после
преподавания в Морском кадетском корпусе. Пользовался доверием
академического начальства.
5. Сохранились счета за выполнение работ по
бронзировке памятника, обнаруженные научным сотрудником Н.В. Пивоваровой в
государственном историческом архиве.
6. Историк искусства, художник, музейный
работник, реставратор. Преподавал реставрационную науку, воспитал плеяду
реставраторов, его учеником был С.В. Ямщиков. Кызласова И.Л. Николай
Петрович Сычев (1883-1964).
7. Цитата из протокола Реставрационного совета
Русского музея (от
03.1923года) из архива ГРМ
8. Первый заведующий Реставрационным делом
Художественного отдела музея.(1867 – 1928)
9. К.С. Чарыкова «По материалам
реставрационной конференции в Пушгорах» 2016 г.
10. Метод РФА был проведен при помощи
портативного рентгенофлуоресцентного анализатора металлов заведующим отделом технологических исследований С.В. Сирро
11. Предположение о том, что данное граффити
может являться инициалом владыки Макария высказала научный сотрудник К.С.
Чарыкова
*
Источник:
Материалы научной конференции "Музей. Реставратор.
Реставрация", п. Пушкинские горы, Псковская область, 20-21.08.2016