
Санкт-Петербург, 2006 год
"Самуил
Федорович Коненков (02.09.1918 – 25.09.2000)"*
М.Г.
Малкин
Заведующий сектором теории и
истории музейной реставрации
Государственного Русского музея
Говорить о
Самуиле Федоровиче Коненкове академически строго весьма
сложно, а скорее – невозможно. Многогранность личности – безупречный
художественный вкус, энциклопедические познания, неуемная страсть к
любимому делу, азарт – сближает его с эпохой Возрождения. Однако
жизнь, как это случается, не позволила С.Ф. Коненкову полностью
реализовать свои уникальные возможности.
Окончив 3 курса 1-го Ленинградского художественного училища, в июне
1941 г, он уходит добровольцем на фронт, пулеметчиком во 2-ю
стрелковую дивизию народного ополчения. В сентябре 1941 г был ранен
и оказался в плену, из которого ему удалось бежать. Именно это, по
словам Самуила Федоровича, неоднократно осложняло ему жизнь (что,
наверное, мягко сказано). После побега из плена, пройдя фильтрацию,
Самуил Федорович продолжил службу в 122-м стрелковом полку 201 ГКД,
вплоть до мобилизации в 1946 г. С этого момента его жизнь связана с
реставрацией. Ввел же его в этот мир
Николай Васильевич Перцев.
Произведения, которые ему приходилось реставрировать, разнообразны
по материалам и техникам – это иконы, фрески, станковая масляная и
монументальная живопись, декоративные росписи. Следует отметить, что
в каждом из этих разделов реставрации Самуил Федорович достигал
высших ступеней мастерства. К примеру, в личном деле С.Ф. Коненкова
сохранилась характеристика на представление к правительственной
награде за реставрацию стенных росписей памятников Новгорода и
Ярославля. Вероятно, сыграло свою роль то, что он был в плену –
награда не была ему вручена.
С
1954 г С.Ф. Коненков работал в Русском музее совместно с Н.В.
Перцевым. Состояние сохранности экспозиции и фонда древнерусской
живописи требовало проведения неотложных консервационных работ. К
тому же, активная экспозиционная деятельность музея тоже выдвигала
на первый план проблемы укрепления. Именно в это время был достигнут
очевидный успех – полный отказ от «припарки» - жесткого укрепления с
помощью клея высокой концентрации.
Одновременно кардинально переосмысливается и процесс раскрытия
авторской живописи от позднейших наслоений. В мастерской
отрабатывается методика раскрытия оригинала с использованием
нейтрального (рН) растворителя – монометилового эфира этиленгликоля
(монометилцеллозольв, ММЦ – введен в реставрационную практику
сотрудниками Эрмитажа И.Л. Ногид и А.М. Маловой).
В
1960 г С.Ф. Коненков переводится в Эрмитаж, где работает до 1970 г
(согласно картотеке Отдела кадров Эрмитажа, стаж работы в Эрмитаже с
1948 по 1970 гг. Очевидно, 1948 г – год начала работы в бригаде Н.В. Перцева в Эрмитаже). По свидетельству самого С.Ф. Коненкова, переход
в Эрмитаж связан с желанием реставрировать не только иконы, но и
масляную живопись. В Русском музее С.Ф. Коненков заслужил репутацию
великолепного реставратора древнерусской живописи (достаточно
вспомнить иконы Вегоруксы, ярославской «Благовещение» и т.д.).
Уровень его реставрационного мастерства в масляной живописи можно
оценить на примере двух работ. Первая выполнена в начале его
эрмитажной карьеры, вторая – перед переходом в бригаду Якова
Александровича Казакова в Царское Село. Первая – «Кораблекрушение у
берега» XVII века, Фландрия. Самуил Федорович очень любил эту
работу, так как при ее выполнении пришлось преодолеть массу
«красивых» технических сложностей. Весьма лапидарное описание этой
уникальной реставрации приведено в каталоге работ отдела реставрации
ГЭ (Л., «Аврора», 1973).
Вторая работа, которая должна быть упомянута – картина Мартина де
Фоса «Брак в Кане Галилейской» (1597 г, холст, масло, 178 х 231 см).
Картина была реставрирована в 1957 г в Талине и при этом была
непродуманно и непрофессионально использована смоло-восковая
мастика. С.Ф. Коненковым анализировалось действие мастики и
создавалась умозрительная модель предполагаемой реставрации.
Результат – великолепная реставрация и выводы о порочности
реставрации 1957 г.
Эта
работа – одна из самых красивых и принципиальных в реставрации. Весь
ход работы изложен в статье С.Ф. Коненкова и Н.Н. Никулина. По сути,
после этой публикации должен был последовать полный отказ от
использования смоло-восковых мастик.
В
1971 г С.Ф. Коненков переходит на работу в бригаду
Я.А. Казакова.
Объяснение весьма просто – низкая зарплата музейных реставраторов, а
приходилось думать о пенсии. Кроме того, Самуилу Федоровичу
необходим был масштаб и технические сложности.
Еще
одна сторона насыщенной жизни С.Ф. Коненкова – его творчество. Его
кисти принадлежат многочисленные портреты, пейзажи, натюрморты.
Сейчас многие из его работ – история, к примеру, - виды площади
Искусств еще без аникушинского памятника, или изображения деревянных
церквей Карелии.
*Источник:
М.Г. Малкин. Самуил Федорович
Коненков (02.09.1918 – 25.09.2000) / / Проблемы хранения и
реставрации экспонатов в художественном музее. Материалы
научно-практического семинара 26-27 апреля 2006 года. СПб., 2006. С.
28-37.