|
Общий вид до
реставрации. Общее загрязнение, шелушение красочного слоя,
записи, сделанные без подведения грунта. 2017 |
|
|
«Дама с контрабасом» является полнофигурным
портретом, на котором изображена вторая жена художника - Елена Федоровна
Федорова.
В начале 2017 года
во время реставрационного осмотра
произведений живописи, планируемых для отправки на очередную выставку, в
нижней части картины были обнаружены участки мелкосетчатого
шелушения красочного слоя. Микроскопические отслоения
складывались в отдельные участки тонких утрат и верхнего лессировочного
лакового слоя. Авторская поверхность живописи очень сильно и неравномерно
нагруженная красочным слоем имеет очень высокую «шершавую» фактуру. К
сожалению, со временем, она впитала в себя многослойные поверхностные
загрязнения.
Ещё до поступления в Русский музей картина
подвергалась реставрационному вмешательству. Однако сделано оно было
довольно своеобразно. Так, некоторые тонировки были сделаны по утратам
красочного слоя без подведения реставрационного грунта, а лаковый слой был
нанесен прямо по въевшимся в фактурные мазки загрязнениям.
По решению Реставрационной комиссии Русского
музея экспонат был передан в Отдел реставрации. Работа была поручена
ведущему реставратору мастерской реставрации масляной живописи
Ольге Клёновой.
После предварительного технологического
исследования, холст был снят с деревянного подрамника и помещен на мраморный
стол. Красочный слой и грунт были укреплены несколько раз водным раствором
осетрового клея и отпрессованы. В результате этого были устранены также и
многочисленные деформации холста. После этого, края авторского холста,
имевшие значительные повреждения и прорывы были дублированы полосами
высококачественного льняного бельгийского холста. Очень осторожно были
постепенно удалены стойкие поверхностные загрязнения, расположенные на
поверхности лака, после чего лаковое покрытие было послойно утоньшено.
Затем, работы по удалению поверхностных загрязнений были продолжены. Поздние
записи, изменившиеся в цвете и тоне были частично удалены при помощи
стереомикроскопа, в отдельных местах - «расточены». Было решено использовать
их в качестве основы под новые тонировки. В места утрат красочного слоя и
грунта был подведен реставрационный грунт с имитацией фактуры красочного
мазка. В настоящее время красочный слой покрыт тонким слоем даммарного лака.
Всё готово для тонирования утрат красочного слоя. Эти работы будут завершены
в ближайшее время.
Июль 2017 года
Работа продолжается...
|
|
Фрагмент
красочного слоя с участками шелушения и осыпей. (до реставрации). 2017 |
|
|
|
Фрагмент красочного слоя
с участками записей, сделанных без подведения реставрационного грунта в
места утрат (до реставрации). 2017 |
|
|
|
Фрагмент
красочного слоя с участками записей, сделанных без подведения
реставрационного грунта в места утрат (до реставрации). 2017 |
|
|
|
После укрепления красочного слоя,
удаления поверхностных загрязнений и подведения реставрационного
грунта в места утрат. В левой верхней половине
временно оставлен контрольный участок
красочного слоя со стойкими
загрязнениями. 2017 |
|
|
|
Фрагмент в
процессе удаления стойких поверхностных загрязнений. 2017 |
|
|
|
Фрагмент в
процессе реставрации. В места утрат красочного слоя подведён
реставрационный грунт. 2017 |
|
|