Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Первые 30 дней реставрации картины М.В. Нестерова "Святая Русь" в Русском музее

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Укрепление красочного слоя и грунта. Ведущие художники-реставраторы Русского музея (слева направо) Наталия Романова и Ольга Клёнова. Апрель 2019

Мы хотели бы рассказать Вам как идет реставрация знаменитой картины Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942) "Святая Русь" (Ж-1850, размер 233 х 375 см) в Отделе реставрации масляной живописи Русского музея.

Мы будем стараться оперативно публиковать на нашем сайте самую интересную информацию о ходе работ.

 

Лучшие работы Отдела реставрации масляной живописи:

 К.П. Брюллов "Последний день Помпеи"...>

 И.Лампи Старший "Портрет императрицы Екатерины II"...>

 Д. Доу "Портрет великого князя Михаила Павловича"...>

 В.А. Котарбинский "Оргия"...>

 М.В. Нестеров "Святая Русь...>

 Живописные плафоны и медальоны из Летнего дворца Петра I...>

 Г.К. Гроот "Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны"...>

  Д.Г. Левицкий Серия картин "Смолянки"...>

 Г.И. Угрюмов "Архистратиг Михаил"...>

 Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича...>

 В.А. Голике "Портрет императора Николая I"...>

 И.И. Бельский "Взятие Богоматери на небо...>
 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Локальное укрепление участков расслоения и приподнятостей красочного слоя. Реставратор Марат Дашкин. 2019 

Как известно, реставрация началась 21 марта 2019 года.

Нажмите сюда, чтобы познакомиться  с краткой историей создания картины и отчетом о её состоянии сохранности до начала работ.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшемся в середине марта 2019 года, было принято решение о полной реставрации картины в связи давними хроническими проблемами, связанными, в первую очередь, с технологическими особенностями ее создания. Работу выполняют ведущие художники-реставраторы Отдела реставрации масляной живописи Службы реставрации музейных ценностей Марат Дашкин, Ольга Клёнова и Наталия Романова.

 

Первые 30 дней.

Реставраторы начали свою работу с составления подробного описания состояния сохранности картины. Была подготовлена I часть "Паспорта реставрации памятника"- специального документа, куда заносится вся информация о ходе выполнения работ.

Затем, в течение нескольких дней специальный фотограф отдела реставрации делал съемку лицевой и тыльных сторон в прямом и в боковом освещении. Были сделаны снимки в высоком цифровом разрешении самых проблемных участков живописи.

После этого реставраторы совместно со специалистам из отделов технологических исследований и химико-биологических исследований изучали экспонат с помощью специального оборудования. Были проведены исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре излучения. Проблемные участки поверхности были визуально исследованы с помощью стереомикроскопа. Десятки микропроб грунта и красочного слоя были переданы для изучения в отдел химико-биологических исследований.

Реставрация началась с заклейки папиросной бумаги всех проблемных участков красочного слоя. Красочный слой был заклеен и вдоль краев. Затем, картина была перевернута тыльной стороной вверх и холст был аккуратно освобожден от гвоздей с помощью которых он был прикреплен к подрамнику. Затем, подрамник был снят и работа продолжалась с тыльной стороной. Старый подрамник, к сожалению, имеет трещины в шиповых соединениях, что делает невозможным поддержание нормального натяжения холста с помощью клинков. Ремонт, к сожалению, не сможет обеспечить достаточную прочность разрушенных шиповых соединений. Поэтому было принято решение изготовить новый раздвижной деревянный подрамник с клинками идентичный авторскому.

Авторские кромки достаточно ветхие, ранее они уже были продублированы полосами из льняного холста. К сожалению, из-за пересохшего деструктурированного реставрационного клея, они были не способны поддерживать нормальное натяжение картины. Именно это являлось причиной провисания холста и появления фалд в углах. С ослаблением натяжения холста были связаны и сильные деформации холста по изломам и кракелюру красочного слоя.

Для того, чтобы выровнять поверхность, устранить деформации холста и уложить в плоскость жесткий кракелюр и изломы, необходимо было обеспечить хорошее устойчивое натяжение картины.

Поэтому следующим шагом стало удаление этих поздних реставрационных кромок. Затем реставраторы убрали с тыльной стороны остатки старого жесткого деструктурированного клея, вызывающего дополнительное напряжение.

В настоящее время реставраторы приступили к длительной процедуре укрепления и прессования красочного слоя и грунта с глубинной пропиткой, чтобы восстановить нарушенную связь между красочными слоями, грунтом и холстом.

22 апреля 2019 года

Работа продолжается...

 

Проект реализуется
при поддержке ПАО «Газпром»

 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс подведения клея в опасный участок приподнятостей  красочного слоя. Ранее этот фрагмент уже был заклеен папиросной бумагой, однако расслоения  красочного слоя продолжали прогрессировать. 2019 

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс подготовки к снятию картины с подрамника. Удаляются гвозди, которые держат холст. Реставратор Ольга Клёнова. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс подготовки к снятию картины с подрамника. Удаляются гвозди, которые держат холст. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Фрагмент тыльной стороны холста (угол) после удаления старых реставрационных кромок. На их месте - остатки старого деструктированного клея. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Процесс удаления остатков старого деструктированного клея, которым были приклеены реставрационные кромки из холста.

2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Реставраторы укрепляют красочный слой и грунт. 2019

Реставраторы Русского музея начинают проект "Реставрация картины М. Нестерова "Святая Русь" (2019)

Укрепление красочного слоя и грунта с помощью осетрового клея. 2019

 
 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта