|
Локальное
укрепление
участков расслоения и приподнятостей красочного слоя.
Реставратор Марат Дашкин. 2019
|
|
|
Как известно,
реставрация началась 21 марта 2019 года.
Нажмите сюда,
чтобы познакомиться с краткой историей создания картины
и отчетом о её состоянии сохранности до начала работ.
На заседании Рес таврационной комиссии Русского музея,
состоявшемся в середине марта 2019 года, было принято решение о полной реставрации картины
в связи давними хроническими
проблемами, связанными, в первую очередь, с технологическими особенностями ее создания.
Работу выполняют ведущие художники-реставраторы Отдела
реставрации масляной
живописи Службы реставрации музейных ценностей
Марат
Дашкин,
Ольга Клёнова
и
Наталия
Романова.
Первые 30 дней.
Реставраторы начали свою работу с составления
подробного описания состояния сохранности картины. Была подготовлена
I часть "Паспорта реставрации памятника"-
специального документа, куда заносится вся информация о ходе
выполнения работ.
Затем, в течение нескольких дней специальный
фотограф отдела реставрации делал съемку лицевой и тыльных сторон в прямом и
в боковом освещении. Были сделаны
снимки
в высоком цифровом
разрешении самых проблемных участков живописи.
После этого реставраторы совместно со
специалистам из отделов технологических исследований и химико-биологических
исследований изучали экспонат с помощью специального оборудования. Были
проведены исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре излучения.
Проблемные участки поверхности были визуально исследованы с помощью
стереомикроскопа. Десятки микропроб грунта и красочного слоя были переданы
для изучения в отдел химико-биологических исследований.
Реставрация началась с заклейки папиросной
бумаги всех проблемных участков красочного слоя. Красочный слой был заклеен
и вдоль краев. Затем, картина была перевернута тыльной стороной вверх и
холст был аккуратно освобожден от гвоздей с помощью которых он был
прикреплен к подрамнику. Затем, подрамник был снят и работа продолжалась с
тыльной стороной.
Старый подрамник, к
сожалению, имеет трещины в шиповых соединениях, что делает невозможным
поддержание нормального натяжения холста с помощью клинков. Ремонт, к
сожалению, не сможет обеспечить достаточную прочность разрушенных шиповых
соединений. Поэтому было принято решение изготовить новый раздвижной
деревянный подрамник с клинками идентичный авторскому.
Авторские кромки достаточно ветхие, ранее они
уже были продублированы полосами из льняного холста. К сожалению, из-за пересохшего
деструктурированного реставрационного клея,
они были не способны поддерживать нормальное
натяжение картины. Именно это являлось
причиной провисания холста и появления фалд в углах. С
ослаблением натяжения холста были связаны и сильные деформации холста по изломам
и кракелюру красочного слоя.
Для того, чтобы выровнять поверхность, устранить деформации
холста и
уложить в плоскость жесткий кракелюр и изломы, необходимо было обеспечить хорошее
устойчивое натяжение картины.
Поэтому следующим шагом стало удаление этих
поздних реставрационных
кромок. Затем реставраторы убрали с тыльной стороны остатки старого жесткого
деструктурированного клея, вызывающего дополнительное напряжение.
В настоящее время реставраторы приступили к
длительной процедуре укрепления и прессования красочного слоя и грунта с
глубинной пропиткой, чтобы восстановить нарушенную связь
между красочными слоями, грунтом и холстом.
22 апреля 2019 года
Работа продолжается...
Проект реализуется
при поддержке ПАО «Газпром»
|