|
Брифинг
для
журналистов в зале, где экспонируется картина.
Реставратор
Наталия
Романова рассказывает
о ее состоянии
сохранности. 2019 |
|
|
Немного истории.
Идея создания «Святой Руси»
родилась у Нестерова в конце 1890-х годов. Большое значение
имели творческие поездки художника на Соловки,
где он мог воочию наблюдать подвижническую, проходящую в трудах и молитвах,
жизнь монахов, любоваться суровым величием северной природы, изучать
многообразные и выразительные типы паломников.
В одном из писем Нестеров так описывал
будущее произведение: «Среди зимнего пейзажа идут-бредут и стар и млад со
всей земли. Тут всяческие ''калеки'', люди ищущие своего Бога, искатели
идеала, которыми полна наша ''Святая Русь''. Навстречу толпе, стоящей у врат
монастыря, выходит светлый, благой и добрый Христос с предстоящими ему
святыми Николаем, Сергием и Георгием».
Правую часть полотна занимают изображения
пришедших к Христу богомольцев. По своей красоте и выразительности их образы
могут быть отнесены к лучшему, что было создано в русской реалистической
живописи. Моделями Нестерову послужили встреченные им близ Мытищ ребятишки,
монахи Соловецкого монастыря и Черниговской обители Троице-Сергиевой лавры,
а также случайно встреченные или близкие художнику люди.
Например, в облике пожилой
женщины в ковровом платке, поддерживающей больную девушку, узнаются черты
сестры Нестерова, Александры Васильевны, а в стоящей тут же
монахине-схимнице – черты его матери Марии Михайловны. Каждого из персонажей
отличают глубокая индивидуальность, своеобразие психологического состояния.
Поначалу Нестеров полагал ввести в картину писателя Максима Горького –
талантливого выходца из социальных низов, народного самородка, и сделал с
писателя портретный этюд. Но в 1904 году, после опубликования поэмы Горького
«Человек», проникнутой революционным духом, Нестеров заменил
изображение писателя, уже намеченное на холсте, изображением сестры
милосердия одной из петербургских общин. Этюд для лика Христа был написан
художником со священника Константина Алексеевича Руднева,
настоятеля церкви в Абастумане (Южная Грузия), где Нестеров в эти годы по
заказу царской семьи расписывал храм во имя благоверного князя Александра
Невского.
«Святая Русь», впервые показанная широкой
публике на персональной выставке художника в 1907 году в Петербурге, вызвала
ожесточенные споры в обществе, которое недавно пережило первую русскую
революцию. Прогрессивные круги увидели в картине попытку примирения с
несправедливой российской действительностью. Сам же Нестеров считал, что
своей картиной, как и всем своим творчеством, он вносит успокоение в
общество, взбаламученное революционными событиями. Картина понравилась
императору Николаю Второму, но получила отрицательную оценку Льва Толстого.
Прямо с выставки произведение было куплено для Музея Императорской Академии
художеств. В 1909 году картина была отправлена на Международную выставку в
Мюнхен, где получила золотую медаль I степени и была воспроизведена во
многих зарубежных изданиях.
В 1921 году «Святую Русь» передали
на хранение в Русский
музей, где она заняла место в основной экспозиции. В конце 1920 годов, в
связи с усилением запретительной политики в области религии
произведение было убрано в фонды, где находилось до конца 1980-х
годов, когда снова стало доступно посетителям музея для постоянного
обозрения.
Начало реставрации.
На заседании Рес таврационной комиссии Русского музея,
состоявшемся в середине марта 2019 года, было принято решение о полной реставрации этой картины
в связи давними хроническими
проблемами, связанными, в первую очередь, с технологическими
особенностями ее создания.
Работу будут выполнять ведущие художники-реставраторы Отдела
реставрации масляной
живописи Службы реставрации музейных ценностей
Марат
Дашкин,
Ольга Клёнова
и
Наталия
Романова.
По результатам
предварительного
визуального исследования
состояния сохранности можно сделать первые выводы:
Картина нуждается в реставрации. Подрамник
имеет трещины в шиповых соединениях, что делает невозможным поддерживать
нормальное натяжение картины с помощью клинков. Необходимо изготовление
нового подрамника. Дублировочные кромки слишком слабые из-за пересохшего
деструктурированного клея. Они также не способны поддерживать нормальное
натяжение картины, в результате чего появилось провисание и фалды. С
ослаблением натяжения холста связаны и сильные деформации холста по изломам
и кракелюру. Для того, чтобы выровнять поверхность, устранить деформации и
уложить в плоскость жесткий кракелюр и изломы, необходимо обеспечить хорошее
устойчивое натяжение картины. Для этого надо удалить старые реставрационные
кромки, убрать с тыльной стороны остатки старого жесткого
деструктурированного клея, вызывающего дополнительное напряжение и подвести
новые реставрационные кромки по современной технологии, использующей более
щадящие и пластичные материалы.
Авторская живопись многослойная, местами
фактурная, но в результате технологических нарушений, а именно недостаточной
межслойной обработки художником высыхающих красочных слоёв во время работы
над картиной, связь между слоями слабая. В результате чего наблюдается
сильное расслоение красочных слоев по краям изломов и кракелюра, приводящее
к утратам красочного слоя. На данный момент этот процесс можно назвать
хроническим, он происходит во времени, о чем говорят и уже имеющиеся утраты
красочного слоя, и разновременные профилактические заклейки, сделанные с
помощью папиросной бумаги, преследующие цель защитить аварийные участки.
Более ранние реставрационные мероприятия имели местный характер, вероятно
проводились по факту появления отдельных очагов расслоения и утрат
красочного слоя и, комплексно не решали имеющуюся хроническую проблему.
Можно предположить, что без оперативного реставрационного вмешательства
данная тенденция к расслоению красочных слоев будет прогрессировать, Это
неминуемо будет приводить к появлению новых утрат живописи. Необходимо
проведение комплексного укрепления красочного слоя всей поверхности с
глубинной пропиткой и отпрессовкой, чтобы восстановить нарушенную связь
между красочными слоями, грунтом и холстом.
Наличие на поверхности картины старых желтых
профилактических заклеек папиросной бумагой, затеков лака, сгустков лака и
реставрационного клея в фактуре живописи сильно ухудшают художественное
восприятие картины, разрушая живописный строй и авторский колорит. Частично
прожухшее лаковое покрытие приглушает авторское тональное решение. Для
достижения наиболее полноценного восприятия авторской живописи необходимо
удалить все поверхностные поздние наслоения и восстановить прозрачность
лаковой пленки.
Необходимо удалить старые реставрационные
тонировки и записи, которые зачастую носят условный характер и отличаются от
авторской живописи по тону и цвету. Необходимо удалить также старые
реставрационные мастиковки, поскольку они сделаны без учета авторской
фактуры и сильно выделяются на авторской поверхности. По всей поверхности на
местах утрат красочного слоя, включая участки мелких выпорашиваний по краям,
необходимо подвести реставрационный грунт с имитацией авторской фактуры
живописи и сделать реставрационные тонировки.
21 марта 2019 года
Проект реализуется
при поддержке ПАО «Газпром»
|