|
Общий вид до
начала реставрационных работ. Видны швы склеенных фрагментов
и грубо сделанные записи на местах доделок. 2016 |
|
|
Артемий Лаврентьевич Обер родился в Москве
10 марта 1843 года в
семье служащего театрального ведомства. Окончил 4-ю московскую гимназию. С
1862 года в течение двух лет учился на медицинском факультете Московского
университета. Не окончив курса, в 1864 году переехал в Петербург, где в
качестве вольноприходящего ученика поступил в скульптурный класс
Императорской академии художеств (ИАХ). В апреле 1865 года оставил Академию
и уехал в Париж, где занимался у анималиста
Антуан-Луи Бари, изучал музейные коллекции,
рисовал с античных статуй в Лувре и работал над натурными этюдами в
зоологическом саду. Осваивал технику керамики в керамической мастерской «Биго».
В 1870 году возвратился в Россию, возобновил учебу в ИАХ как
вольнослушатель. В 1872 году за статуэтки «Собака», «Лошадь башкира» и
группу «Лев, пожирающий газель», представленные на академической выставке,
был награжден большой серебряной медалью. В 1883 году принял участие в
выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). В 1886
году организовал совместную с
Е.А. Лансере выставку в залах Общества
поощрения художников. В середине 1880-х в качестве помощника
М.О. Микешина работал над памятником
Богдану Хмельницкому в Киеве. В 1888 году создал бюст Екатерины II для
Обуховской больницы в Петербурге. В 1898 году за произведения «Огрызающийся
волк», «Собака» и некоторые другие, был удостоен звания академика
скульптуры. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году был награжден
Серебряной медалью по разделу "Скульптура". В 1900-х годах обратился к
керамике и майолике, создавал блюда, вазы, модели изделий для Императорского
фарфорового завода в Петербурге.
Одна из них - небольшая
керамическая скульптура "Волк" (Ф-10160), которая сейчас хранится в отделе
декоративно-прикладного искусства Русского музея.
К сожалению,
скульптура имела
не экспозиционный вид - еще до поступления в
музей она была разбита на
38 фрагментов, которые были не профессионально склеены между собой и грубо
раскрашены. Имелись доделки отсутствующих фрагментов из гипса. Правое ухо
было полностью утрачено. Клей и грубо сделанные записи на доделках потемнели и деструктировались.
В начале 2016 года она
была представлена на заседании Реставрационной комиссии Русского музея.
Было
принято решение аккуратно "расшить" (то есть, "расклеить") все фрагменты и
затем, заново склеить их между собой. Одновременно с этим необходимо было
воссоздать некоторые утраченные фрагменты по аналогиям из эпоксидной
смолы.
Эта сложная работа была поручена ведущему реставратору высшей категории по
реставрации художественных изделий из керамики и стекла Отдела реставрации
Русского музея
Надежде Юрьевне Касаткиной.
В процессе кропотливой реставрации, которая продолжалась более года, была
выполнена полная очистка и удаление следов предыдущей реставрации.
Для этого, места старых склеек фрагментов фигуры волка и
плинта, были "расшиты" и, одновременно с этим, удалены 9 старых грубых
гипсовых доделок. Все 38 фрагментов были пронумерованы и зафиксированы на
картограммах повреждений. После этого, края фрагментов были тщательно очищены от следов клея и поверхностных
загрязнений.
Затем, один за другим все фрагменты были заново
переклеены с помощью сверхпрочного реставрационного клея. 9
утраченных фрагментов были воссозданы из эпоксидной
смолы.
Места утрат и фрагментов новых восполнений были заполнены реставрационым
грунтом, тщательно отшлифованы по форме и тонированы в цвет авторской
поверхности. После чего, законсервированы реставрационным лаком,
имитирующим глазурь.
На заседании Реставрационной комиссии Русского музея,
которая принимала экспонат после реставрации, было отмечено высокое качество
выполненной работы.
Август 2017
Дополнительно по теме:
|