Вологда, 1987
"Реставрационные работы Н.В. Перцева в Новгороде"*
Любовь Яковлевна
Тынтарева
Инспектор по охране памятников
Новгородской области (1956 - 1965 гг.) г. Новгород
Среди художников-реставраторов, много сделавших для
сохранения древней фресковой живописи Новгорода, имя
Николая Васильевича Перцева занимает важное место.
Он включился в борьбу за сохранение фресок в 50-х годах уже
после первоочередных послевоенных работ, проведенных известными
художниками-реставраторами П.И. Юкиным, Н.П. Сычевым, Е.А. Домбровской и др.
Новгородская специальная научно-реставрационная
(производственная) мастерская в те времена не имела в своем составе
художников. Состояние же памятников архитектуры, в которых имелась фресковая
роспись, было очень тяжелым. Спас-Нередица (1198 г.) стояла без кровли.
Фрески в нижних частях пропитались влагой, а заклеенные в 1949 г. марлей -
покрылись черной плесенью.
В церкви Спаса-Преображения (1374 г.) на Ильине улице
разрушались фрески в камере на хорах. Изображение Акакия было в угрожающем
положении. Фресковой росписи церкви Рождества на Поле (1381 - 1382 гг.)
грозила гибель, так как именно над ними стала выпадать кладка, пострадавшая
от обстрелов в годы нашествия фашистов. Из аварийного состояния здания могли
вывести срочные ремонтные работы, но их можно было вести только с участием
художника-реставратора.
Церковь Николы на Липне (1292 г.) стояла без кровли. Фрески
от кладки отставали не менее чем на пять сантиметров, штукатурка вздулась,
росписи пропитались влагой.
К этим противоаварийным работам необходимо прибавить и другие
срочные работы почти по всем памятникам с фресковой росписью. Поэтому
просьба Новгородской СНРПМ и отдела охраны памятников областного отдела
архитектуры была поддержана Государственным Русским музеем и его директором
В.А. Пушкаревым. Непосредственным исполнителем противоаварийных работ стал
Николай Васильевич Перцев. В числе его помощников были
С.Ф. Коненков, И.Г.
Андреев, И.М. Дубовик и др. Они приезжали в Новгород почти ежегодно (1950,
1951, 1954, 1956 - 1958, 1960 гг.). В числе объектов работы Н.В. Перцева
были почти все фресковые росписи. Приведу некоторые примеры.
В церкви Спаса на Нередице особенно сложными были работы по
спасению изображения св. Феклы. Скопившаяся в завалах влага привела к тому,
что грунт разрыхлился и крошился. Методику, как всегда у
Н.В. Перцева,
диктовали условия: одна часть песка, одна часть толченого кирпича, одна
часть извести с добавлением пеньки - так был укреплен грунт. Поверхность
была очищена(1).
В церкви Спаса-Преображения изображение св. Акакия продолжало
разрушаться и после работ конца 1940-х годов. Трещины разной величины,
потерянная связь с кладкой едва удерживали фреску на стене. Пришлось снимать
ее со стены кусками, разделенными трещинами, снова укреплять и ставить на
место. Одновременно все фрески очищались от "ямчуги"(2). По оценке Ю.Н.
Дмитриева, известного исследователя древнерусской живописи, также много
сделавшего по сохранению новгородской фресковой росписи, Н.В. Перцев
"работал очень осторожно в выборе средств и методики". "Очистка фресок
производится мастерски, с должной тщательностью и осторожностью".
"Результаты вполне удовлетворительные, и никаких утрат от повреждения в тех
местах, где расчистка закончена, мною не установлено. Сравнения с
фотографиями 1947 г. показали, что изменений после реставрации никаких не
произошло(3)."
К изображению св. Акакия Н.В. Перцеву пришлось возвращаться
неоднократно, так как капитальных работ сразу провести нельзя было: мешала
влажность стен. В 1954 г. им была проведена инъекция известково-казеиновым
раствором и опять же удаление "ямчуги"(4).
Уникальная роспись церкви Николы на Липне не могла быть
полностью реставрирована, так как на здании отсутствовала кровля, фрески
были очень сырыми, а поэтому работать с ними было трудно. От загрязнения
птичьим пометом роспись очистили. Таким образом уникальную и своеобразную
роспись XIII в. удалось сохранить(5).
В церкви Рождества на Поле Н.В. Перцев систематически
контролировал композиции "Воскрешение Лазаря", "Видение Пахомия", "Ангел в
монашеской одежде" - и проводил работы по укреплению живописи уже после
ремонта кладки над ней(6).
В Георгиевском соборе Юрьева монастыря (1119 г.) он очистил
фресковую роспись в оконных проемах от загрязнения после побелки фасадов и
укрепил фрагменты в разных частях здания.
Н.В. Перцев часто работал в Софийском соборе. Им закреплялось
изображение деисуса в Мартирьевской паперти, он укреплял роспись
центрального купола(7).
В церкви Федора Стратилата (1360 - 1361 гг.) им была
укреплена орнаментальная роспись Горнего места. Он обследовал наружную
роспись фасада церкви Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.), ранее
находившуюся в приделе и после разборки последнего оказавшуюся на фасаде
здания. Он определил, что ее можно датировать XVI - XVII вв., и исполнена
она темперной техникой.
В связи с тем, что состояние росписей было
неудовлетворительным (красочный слой потерял прочность, рассыпался и
шелушился), посоветовал снять фрагменты. С декором фасада живопись не была
связана (снята в 1960 г. бригадой художников Д.Е. Брягина).
В связи с очень тяжелым состоянием росписей Знаменского
собора Н.В. Перцев считал необходимым начать эти работы силами Новгородской
СНРПМ. Настоятельно советовал создать группу реставраторов из молодежи и на
нее возложить все работы по сохранности древней росписи Новгорода(8).
В 1962 г. Н.В. Перцев обследовал вновь открытые росписи на
столбах престола Софийского собора и провел противоаварийные работы(9).
Таким образом в 50-х и начале 60-х годов Н.В. Перцев с
помощниками поддерживал монументальную роспись Новгорода, пережившую
разрушения в период фашистского нашествия.
Как писал в отчетах Ю.Н. Дмитриев, участие Н.В. Перцева "...в
работах обеспечено высоким качеством реставрации, основанном на бережливом
отношении к памятникам". Он хорошо знал технику, осторожно выбирал средства,
не чуждался новых методов. Ю.Н. Дмитриев отмечал, что Н.В. Перцев "чувствует
памятники почти на ощупь".
Особый интерес в деятельности Н.В. Перцева представляет
работа по обследованию Новгородской области. Он верил в то, что хороших икон
в области много. В 1954 г. из деревни Ракома (недалеко от Юрьева монастыря)
из кладбищенской часовни он извлек икону Николы, отнесенную к Псковской
школе XV - XVI вв.
В начале 60-х годов Инспекция по охране памятников
Новгородского областного управления культуры совместно с Государственным
Русским музеем предприняла обследование действующих и закрытых церквей.
Именно тогда были найдены памятники древнерусского искусства XIII - XVII
веков. Многие из них пополнили коллекции ГРМ, Новгородского
историко-архитектурного музея-заповедника, других музеев области. Поездки
были короткими, но плодотворными. Руководил экспедицией Н.В. Перцев.
Участниками были:
И.В. Ярыгина,
И.П. Ярославцев и автор статьи. Только в Боровичском районе обследовали 10 церквей. В результате в ГРМ из деревни
Любони были вывезены три иконы: "Никола в житии" (XIII - XIV вв.),
"Богоматерь Смоленская" (XIV в.), "Георгий на коне" (XV в.), из деревни
Волок - "Артемий Веркольский" (XVII в.). Все четыре иконы расчищены в
мастерских ГРМ, бывали на выставках, опубликованы.
Часть икон ("Георгий в чине", "Спас на престоле"),
ориентировочно XVII в., переданы Боровичскому музею, последнему было
предложено вывезти скульптуру из действующей в то время церкви в селе
Тельбовичи.
В Окуловском районе обследованы церкви в деревнях Юрьево и
Перетно. Юрьевская церковь начала XIX века, в которой ранее хранился
барельеф Екатерины работы Ф.Шубина, была построена столичным архитектором,
имела интересный иконостас начала XIX века и множество бронзовых атрибутов
религиозной службы.
В церкви сохранился памятник А.И. Кушелеву, погибшему в 1804
году в Грузинском походе. Памятник серого мрамора с урной в традициях начала
XIX века. Дальнейшее исследование могло помочь сохранить интересное здание.
К сожалению, охранные договоры были нарушены Новгородским
музеем-заповедником, сотрудники которого вывезли иконостас. (Он был
разрознен, часть его попала в действующую церковь Филиппа Апостола в
Новгороде.) Разобран памятник Кушелеву.
Летом 1961 г. в деревне Перетно в церкви Троицы (1814 г.)
обнаружена икона Троицы конца XVI века и изображение архидиакона Стефана
начала XVIII века (на северной двери иконостаса).
В Волотовском районе обнаружены иконы с инвентарными номерами
Старорусского музея (сам музей еще не был восстановлен). В большинстве своем
иконы относились к XVII веку.
В деревне Взгляды была отмечена подписная икона "Святая
Варвара" XVII - ХVIII веков. Подпись гласила: "Изограф Симеон Петров Попов".
Из деревни Бор Маловишерского района в ГРМ вывезена икона
"Грузинская Богоматерь" (XVI в.).
Обследована была часовня в деревне Пехово (XVII в.), в
которой хранилось 4 иконы этого же времени.
Н.В. Перцев всегда работал очень спокойно и целеустремленно.
У него было не очень крепкое здоровье, ему бывало трудно от бытовой
неустроенности, но в открытии новых памятников древнерусского искусства он
видел свое предназначение. Обладая глубокими знаниями, он мудро передавал
их.
В ноябре 1961 года в письме
Н.В. Перцев так оценивал
поисковую работу в Новгородской области: "Год завершается, и, по-видимому,
наши совместные работы в этом году придется приостановить. Я лично подвожу
эту черту с сознанием большого удовлетворения, во-первых, потому, что итоги
работы весьма значительны...".
К сожалению, работы пришлось кончить в связи с переводом
автора этих воспоминаний на другую работу. Но и вышеперечисленные находки
пополнили наши знания в иконописи древнего Новгорода.
Николаю Васильевичу Перцеву, первоклассному специалисту и
знатоку древнерусской живописи, мы обязаны тем, что он расширил и обогатил
наши знания русской художественной культуры.
Примечания:
1 Перцев Н.В. Журналы реставрационных работ по ц. Спаса
на Нередице, 1950 год. (Архив Новгородской СНРПМ.).
2 Перцев Н.В. Краткий отчет по укреплению грунта с
фресковой росписью в ц. Спаса Преображения, 1951 год (Архив Новгородской
СНРПМ.).
3 Дмитриев Ю.Н. Заключение об осмотре фрагментов
росписи в ц. Спаса Нередицы и росписи ц. Спаса-Преображения на Ильине улице,
1950 г.
4 Перцев Н.В. Отчет по реставрационным работам и
фресковым росписям в ц. Спаса-Преображения на Ильине улице, 1954 г. (Архив
Новгородской СНРПМ.).
5 Перцев Н.В. Отчет по укреплению фресковой росписи ц.
Николы на Липне, 1954 г. (Архив Новгородской СНРПМ.).
6 Заключение по фрескам церкви Рождества на Поле, 1951
г.
7 Дмитриев Ю.Н. Заключение о состоянии фрагментов
живописи в ц. Спаса-Нередицы, по укреплению росписей Софийского собора, на
Липне, Спаса на Ильине, Знаменского собора, 1954 г. (Архив Новгородской
СНРПМ.).
8 Перцев Н.В. Заключение по обследованию росписей в
памятниках архитектуры 1958 г. и отчет о проделанной работе в 1958 г. (Архив
Новгородской СНРПМ.).
9 Перцев Н.В. Протоколы обследования росписей на
столбах престола Главного алтаря Софийского собора, 1962 г. (Архив
Новгородской СНРПМ.).
*Источник:
Чтения по исследованию и
реставрации памятников художественной культуры Северной Руси памяти Николая
Васильевича Перцева
(Перцевские чтения) Вологда 20 – 22
декабря 1987 г. |