Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация керамического сосуда (жбана) "Петух", созданного художником А.Я. Головиным

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

Ведущий художник-реставратор Мария Бессмертная осматривает экспонат после реставрации в выставочных залах. 2012

Художественное произведение,  созданное в Абрамцевской керамической мастерской (завод С.И. Мамонтова) в 1890-1900 годах известным художником А.Я. Головиным называется жбан (сосуд для напитков) "Петух" (ФС-1553).

Лучшие работы отдела реставрации художественных изделий из керамики и стекла:

 Реставрация фарфорового сливочника XVIII века...>

 Реставрация керамической скульптуры А.Л. Обера "Волк". 1902 г....>

 Реставрация фарфорового сосуда "Бутылочная передача", II-ая пол. XVIII в....>

 Реставрация керамического сосуда А.Я. Головина "Петух". 1890-1900 гг...>

 Реставрация фарфоровой вазы XIX в....>

 Реставрация фаянсового горельефа "Галя за пианино", 1945 г. скульптора М.П. Холодная...>

 Реставрация фарфоровой конфектуры I пол. XIX в...>

 О реставрации художественных изделий из стекла в Русском музее...>

 

 Краткие биографии всех реставраторов Русского музея...>

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

Общий вид до реставрации. 2011

В авторском варианте в эту композицию входят еще четыре небольших ковша в виде куриц. Экспонат поступил в мастерскую реставрации художественных изделий из керамики и стекла в 2012 году, после того, как он был передан в дар Русскому музею семьёй Ваулиных. Александр Яковлевич Головин (1863-1930) принадлежит к созвездию талантливейших художников, поэтов, композиторов, театральных деятелей и артистов, обеспечивших небывалый подъем русской духовной культуры конца XIX - первых двух десятилетий XX века, именуемых "Серебряным веком".

Человек универсального дарования, он проявил себя не только как мастер станковой живописи. Головин много работал как монументалист, достиг больших успехов в декоративном искусстве. 

Около 1889 года в подмосковной усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова «Абрамцево» создается керамико-художественная мастерская, где начинается возрождение русской керамики, майолики. Многие художники, включая Головина создали здесь настоящие шедевры из цветной обожженной глины, покрытые непрозрачной глазурью.

Мамонтов купил усадьбу у известного писателя Сергея Аксакова в 1870 году, и к этому времени печи абрамцевского дома с многоцветными изразцами XVII века лежали в развалинах. Желание восстановить усадебные печи и возродить гончарное искусство стало, вероятно, причиной образования мастерской. Многие художники Абрамцевского кружка, — такие как Васнецов, РепинАнтокольский и сам владелец усадьбы Савва Мамонтов, оказали огромное влияние на мастеров этого времени, включая А.Я. Головина. Художник с энтузиазмом пробует свои силы и талант в мастерской. Работа с керамикой требовала специальных технических знаний, поэтому для руководства мастерской Мамонтов пригласил молодого и одаренного энтузиаста Петра Ваулина. Петр Ваулин был по образованию химик-технолог. Он прекрасно понимал задачу восстановления майолики. И Ваулин с головой погрузился в исследования керамических материалов и в эксперименты.

Совместная работа этих талантливых людей - художников и керамиста-технолога, дала впечатляющие результаты, повлияв и на другие виды русского искусства.

Технология, благодаря которой А.Я. Головин создал сосуд в виде петуха была заново открыта в 1899—1900 годах. Это способ восстановительного обжига, успешно применявшегося в мавританской Испании XIII—XV веков, но со временем забытый. Восстановительный обжиг придавал изделиям переливающийся блеск, который многие мастера считали «браком», ценя, прежде всего, чистоту цвета. Благодаря сложной технологии обжига майолика казалась созданной из какого-то необычного материала, а не просто из раскрашенной глины. Впоследствии, небольшая творческая мастерская превратилась в завод «Абрамцево».

Сегодня мы хотели бы рассказать Вам о реставрации жбана "Петух", созданного А.Я. Головиным по этой сложной технологии.

Экспонат при поступлении в реставрационную мастерскую был сильно загрязнен, со следами старой непрофессиональной реставрации.

По всей поверхности были видны следы склейки. При этом клей пересох и деструктировался. Изнутри сосуд был дублирован на хлопчатобумажную ткань, которая со временем истлела и отслоилась. Имелись многочисленные сколы и утраты.

Реставрационная комиссия приняла программу реставрации. Работа была поручена ведущим художникам-реставраторам мастерской реставрации художественных изделий из керамики и стекла Марии Бессмертной и Надежде Касаткиной.

В процессе реставрации экспонат был “расшит” на 95 фрагментов, очищен от загрязнений  и старого клея. Важным моментом реставрации стала систематизация  фрагментов и определение  последовательности склейки. В процессе работы сосуд был склеен, утраты и сколы восполнены реставрационным грунтом и тонированы.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, которая принимала экспонат после реставрации, было отмечено высокое качество выполненной работы.

26 февраля 2012 года

 

Дополнительно по теме:

 

 

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей | Реставратор Надежда Говоркова

Фрагмент до реставрации. Видны непрофессиональные склейки разбитых фрагментов. 2011

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 В процессе "расшивки" склеенных фрагментов.  2011

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 В процессе "расшивки" склеенных фрагментов.  2011

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 В процессе реставрации. Склейка и монтаж разрозненных фрагментов в единое целое. 2011

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 В процессе заполнения мест утрат и сколов реставрационным грунтом. 2011

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

В процессе заполнения мест утрат и сколов реставрационным грунтом. 2011

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 Фрагмент после реставрации. 2012

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 Общий вид после реставрации. 2012

Реставратор Мария Бессмертная и Надежда Касаткина | Реставрация братины "Петух" (ФС-1553) скульптора А.Я. Головина в отделе реставрации | Русский музей |

 Реставраторы Надежда Касаткина и  Мария Бессмертная за склейкой фрагментов. 2011

 

Что нового? | Реставрационные отделы I Реставрация произведений искусства | Технологические исследования | История Службы | Контакты | Видео | Интересные ссылки о нас I English Version

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта