В
авторском варианте в эту композицию входят еще
четыре небольших ковша в виде куриц.
Экспонат поступил в мастерскую реставрации художественных
изделий из керамики и стекла
в 2012 году, после того, как он был передан в дар
Русскому музею семьёй Ваулиных.
Александр Яковлевич
Головин (1863-1930)
принадлежит к созвездию талантливейших художников, поэтов, композиторов,
театральных деятелей и артистов, обеспечивших небывалый подъем русской
духовной культуры конца XIX - первых двух десятилетий XX века, именуемых
"Серебряным веком".
Человек универсального
дарования, он проявил себя не только
как мастер станковой живописи. Головин много
работал как монументалист, достиг больших успехов в декоративном искусстве.
Около 1889 года в подмосковной
усадьбе Саввы Ивановича Мамонтова «Абрамцево» создается
керамико-художественная мастерская, где начинается возрождение русской
керамики, майолики. Многие художники, включая Головина
создали здесь настоящие шедевры из цветной обожженной глины, покрытые
непрозрачной глазурью.
Мамонтов купил усадьбу
у известного писателя Сергея Аксакова в 1870 году, и к этому времени печи
абрамцевского дома с многоцветными изразцами XVII века лежали в развалинах.
Желание восстановить усадебные печи и возродить гончарное искусство
стало, вероятно, причиной образования
мастерской. Многие художники Абрамцевского кружка, —
такие как Васнецов, Репин, Антокольский и сам
владелец усадьбы Савва Мамонтов, оказали огромное влияние на
мастеров этого времени, включая А.Я. Головина. Художник с энтузиазмом пробует
свои силы и талант в мастерской. Работа
с керамикой требовала специальных технических знаний, поэтому для
руководства мастерской Мамонтов пригласил молодого и одаренного энтузиаста
Петра Ваулина. Петр Ваулин был
по образованию химик-технолог. Он прекрасно понимал задачу восстановления
майолики. И Ваулин с головой
погрузился в исследования керамических материалов и в эксперименты.
Совместная работа этих
талантливых людей - художников и керамиста-технолога, дала
впечатляющие результаты, повлияв и на другие виды русского искусства.
Технология, благодаря которой
А.Я. Головин
создал сосуд в виде петуха была заново открыта
в 1899—1900 годах. Это
способ восстановительного обжига, успешно применявшегося в мавританской
Испании XIII—XV веков, но со временем
забытый.
Восстановительный обжиг придавал изделиям переливающийся блеск, который
многие мастера считали «браком», ценя, прежде всего, чистоту цвета.
Благодаря сложной технологии обжига майолика казалась созданной из какого-то
необычного материала, а не просто из раскрашенной
глины. Впоследствии,
небольшая творческая мастерская превратилась в завод «Абрамцево».
Сегодня мы хотели бы
рассказать Вам о реставрации жбана "Петух", созданного А.Я.
Головиным по этой сложной технологии.
Экспонат при
поступлении в реставрационную мастерскую был сильно загрязнен, со
следами старой непрофессиональной реставрации.
По всей поверхности были
видны следы склейки. При этом клей пересох
и деструктировался. Изнутри сосуд был дублирован на хлопчатобумажную
ткань, которая со временем истлела и отслоилась. Имелись многочисленные
сколы и утраты.
Реставрационная комиссия приняла программу реставрации. Работа
была поручена
ведущим художникам-реставраторам мастерской реставрации художественных
изделий из керамики и стекла
Марии Бессмертной
и
Надежде Касаткиной.
В процессе реставрации экспонат был “расшит”
на 95 фрагментов, очищен от загрязнений и старого клея. Важным моментом
реставрации стала систематизация фрагментов и определение
последовательности склейки. В процессе работы сосуд
был склеен, утраты и сколы восполнены реставрационным
грунтом и тонированы.
На заседании Реставрационной комиссии Русского музея,
которая принимала экспонат после реставрации, было отмечено высокое качество
выполненной работы.
26 февраля 2012 года
Дополнительно по теме:
|