|
Общий
вид до реставрации. 2010 |
|
|
Картина "Убиение царевича Дмитрия в
Угличе" (бумага, масло,
размеры 38,2 х 42 см, инв. No.
Ж-1143) была написана
художником Павлом Фёдоровичем Плешановым (1829-1882)
во второй половине ХIХ
века.
Она является одним из вариантов картины
за которую он
в 1869 году
получил звание профессора Императорской
Академии
художеств, и которую приобрели в
Императорский Эрмитаж за 3800 рублей.
Работа была создана художником в масляной технике на
тонкой бумаге, была приклеена на картон, на тыльной стороне которого
находилось изображение, выполненное акварелью. В результате приклеивания
картон сильно деформировался, на поверхности живописи образовались
многочисленные жесткие складки, местами переходящие в изломы и трещины.
Связь красочного слоя с основой была нарушена, на отдельных участках
наблюдались отставания красочного слоя с угрозой осыпей и мелкие сседания,
произошедшие из-за усадки основы. По периметру картины имелись
многочисленные утраты основы с красочным слоем, утраты лессировок на темных
участках живописи, в тенях. Лаковое покрытие было неравномерное, с наплывами и
затеками, сильно пожелтевшее. На отдельных участках лак разложился и прожух.
В 2010 году на одном из заседаний
Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать этот
предмет на реставрацию в сектор реставрации живописи смешанных техник. Работу было поручено выполнить ведущим
художникам-реставраторам
высшей категории
Нине Русаковой и
Евгении Щукиной.
После
предварительного исследования работы в отделе технологических
исследований, прежде всего, был укреплен красочной слой. Картина отделена от
дублировочного картона.
Бумажная основа, значительно окислившаяся под действием связующего живописи,
нейтрализована, пластифицировна. Изломы и трещины укреплены с тыльной
стороны японской бумагой и пшеничным клеем. Во время работы с основой ей
возвращен первоначальный размер, и красочный слой уложен в плоскости
картины. Дополнительная стабилизация основы достигнута дублированием основы
на японскую бумагу “Kozo-S” пшеничным клеем, а затем на нейтральный (не
содержащий древесной массы) картон. Лак восстановлен, выровнен и утоньшен по
всей поверхности, картина притерта реставрационным лаком. Выполнено
тонирование утрат отжатыми масляными красками. С тыльной стороны
деформированного картона отделен лист тонкой бумаги с изображением женской
головы, выполненным акварелью. В процессе реставрации устранены
фалдообразные деформации; лист промыт без погружения; бумажная основа
нейтрализована и пластифицирована. Введен буферный раствор для
предотвращения дальнейшего окисления бумаги. Повреждения бумаги вдоль
правого края, возникшие в результате применения силикатного клея, устранены
укреплением японской бумагой с тыльной стороны. Рисунок очищен от
поверхностных загрязнений, дублирован на японскую бумагу “Gampi”,
отпрессован. |