|
Картина
Ивана
Никитина «Портрет молодого человека в зеленом
кафтане» (Ж-4217)
до реставрации.
|
|
В 1970 – 1980-х годах в Отделе технологических исследований Русского музея
было проведено комплексное исследование, в результате которого авторство
портрета было впервые приписано Ивану Никитину.
И.Н. Никитин
(1690-не ранее 1742) – крупнейший российский художник-портретист первой
четверти XVIII века, «персонных дел мастер» и
любимый художник царя Петра I. Его произведений сохранилось очень
немного, поэтому для коллекции Русского музея недавняя атрибуция
этого
портрета, как подлинной работы великого мастера была исключительно важна. Однако, в связи с тем, что
авторская живопись была покрыта многочисленными поздними
слоями лака и разновременных записей, внешний вид портрета сильно
отличался от авторского замысла. Можно сказать, что по результатам
технологический исследований мы точно знали, что под ними скрывается
оригинальная живопись художника, но визуально видели только слои
поздних реставрационных поновлений.
Записи кардинально
изменили авторское цветовое и тональное решение. Более того, перекрывая
авторскую живопись, они изменили изображения контура головы, шеи, линию
рукава. Под толстыми поздними слоями не видна была фактура живописи и
характерный авторский мазок, который является важным атрибуционным
признаком.
Во время подготовки художественной выставки «Петр I. Время и окружение»,
картина вновь была тщательно и всестороннее исследована уже в
реставрационной мастерской. По результатам
этого изучения было принято решение раскрыть авторскую живопись, удалив все
поздние наслоения.
Выполнение
этой сложнейшей работы было поручено художнику-реставратору Высшей
квалификации
Наталье Романовой.
Процесс удаления
поздних записей и лака усложнялся тем, что авторская поверхность имела
сложный рельеф, обусловленный сильно приподнятыми краями кракелюра.
Кроме того, как показали результаты химического исследования,
завершающий авторский красочный слой на изображении кафтана выполнен на
спирторастворимом лаке и является очень нестойким. Поэтому, чтобы не
допустить даже микроскопического повреждения авторской поверхности, все
работы по удалению поздних записей и лака велись только под
стереомикроскопом.
|
Представление
очередного этапа работ по раскрытию авторской живописи на
заседании Реставрационной комиссии. 2015 г.
|
|
В процессе раскрытия между слоями записей было обнаружено несколько слоев
реставрационных перегрунтовок. Самые ранние из них, по результатам
химического анализа, можно отнести к XIX веку. После дополнительных
исследований выяснилось, что во многих местах они лежат на сохранившейся
авторской живописи. Вероятно, такие широкие перегрунтовки были использованы
для того, чтобы визуально выровнять красочную поверхность, сильно изломанную кракелюром, которая затем была покрыта широкой записью. В качестве
связующего в этих перегрунтовках использовалось льняное масло, поэтому эти
записи были довольно стойкие. Их удаление с поверхности авторской живописи
происходило путем стачивания с помощью микроскальпеля под микроскопом,
аккуратно следуя рельефу авторской красочной поверхности.
В результате удаления нескольких слоев записей на изображении кафтана
раскрылся красивый авторский глубокий голубовато-зеленый цвет. После
удаления записи на фоне изменился рисунок рукава, появился авторский контур,
который до этого можно было увидеть только при исследовании в инфракрасном
спектре излучения. Раскрылся наконец и характерный для автора диагональный
мазок. Все это дало возможность на недавнем заседании Атрибуционного совета
Русского музея, окончательно подтвердить авторство И. Никитина.
КРАТКИЙ ФОТООТЧЕТ
о первом этапе реставрации
Общий вид в процессе реставрации.
Общий вид в свете видимой люминесценции под воздействием УФ-излучения.
Фрагмент в процессе реставрации
Общий вид в процессе реставрации Фрагмент в процессе реставрации.
Фрагмент в процессе реставрации. Снимок сделан в свете видимой люминесценции под воздействием УФ-излучения
Рентгенограмма фрагмента с изображением головы.
Вдоль левого края - контрольный участок раскрытия авторской живописи от поздних записей.
Хорошо виден значительный слой лака и многочисленные записи. Вдоль левого края, в центре и внизу - контрольные участки частичного раскрытия авторской живописи
Контрольный участок раскрытия авторской живописи от нескольких слоев потемневшего лака и поздних записей. В процессе работы открылись участки утрат красочного слоя, заполненные разновременными мастиковками.
Поверхность авторской живописи раскрывается от поздних записей и слоев темного лака. В процессе работы открылись участки многочисленных утрат красочного слоя, заполненные разновременными мастиковками.
Послойное утоньшение слоев лака и удаление многочисленных записей, сделанных по авторской живописи
Общий вид в процессе реставрации.
Вдоль левого края - контрольный участок раскрытия авторской живописи от поздних записей.
|