Сегодня мы хотели бы рассказать Вам об
одной из них - о сложной реставрации памятника древнерусского
прикладного искусства - "Крышка на раку святого
Александра Свирского" (БК-2891), созданного
мастерами-чеканщиками Серебряной палаты Московского Кремля в 1644
году.
Этот уникальный памятник являлся
вкладом
царя Михаила Федоровича в
Александро-Свирский монастырь,
который располагался близ города Олонец.
В феврале 1925 года произведение
поступило на постоянное хранение в Русский музей. За ним специально
ездил в
Петрозаводск один из
хранителей Отделения древнерусского искусства А.П. Смирнов.
Серебряное, золоченое, горельефное
изображение Александра Свирского прямолично, в рост, в полном
монашеском облачении, с благословляющей правой рукой и развернутым
свитком — в левой. Вокруг непокрытой головы — венец с чеканным
травным орнаментом: в трех кастах закреплены сапфир, изумруд и
стекло. Верхнее поле — с тремя литыми дробницами, средняя —
удлиненная, с килевидными концами имеет изображение «Троицы», как и
на крышках рак царевича Дмитрия и Кирилла Белозерского, в углах
дробницы с изображениями Михаила Малеина и Алексея человека Божия, в
середине — святых Евдокии и Ирины, в нижних углах — святых Анны и
Татьяны.
Авторы главы о
русской скульптуре в
многотомной «Истории русского искусства» Н.Н. Померанцев,
М.М. Постникова и Н.Е. Мнева предположительно считали, что рака
Александра Свирского могла быть выполнена группой мастеров
Серебряной палаты Московского Кремля во главе с «жалованным мастером
первой статьи» знаменитым Гавриилом Овдокимовым, трудившимся в ней с
1628 года на протяжении сорока лет.
В начале 2018 года на одном из заседаний
Реставрационной комиссии Русского музея было принято решение передать
предмет в реставрацию.
Поверхность металла и деревянная основа были
покрыты многочисленными стойкими саже-пылевыми и органическими
загрязнениями. На нижних металлических пластинах и с тыльной стороны имелись
разновременные пятна масляной краски. Поверхности всех металлических
фрагментов
были покрыты окислами и продуктами коррозии. Многие детали имели
деформации вследствие механических воздействий. Отдельные части – вследствие
усыхания деревянной основы.
После технологического исследования и
подробного фотодокументирования памятник был полностью разобран на детали.
Металлический декор был аккуратно снят с деревянной основы. На металлических
деталях устранены деформации, удалены стойкие загрязнения, пятна краски,
окислы и продукты коррозии. Удаление поверхностных саже-пылевых загрязнений
с металла осуществлялось с применением органических растворителей и моющих
средств. Удаление окислов и пятен сульфидов с помощью композиционных
составов с последующей промывкой и сушкой. Так как линейные размеры
деревянной основы изменились в результате усыхания древесины, монтаж
металлических частей с исправленными деформациями стал невозможен. Было
принято решение восстановить геометрию основы путем доставки двух деревянных
кромок, выполненных из аутентичной древесины (липа) по ширине (в общей
сложности на 15 мм). После наращивания, укрепления и очистки деревянной
основы металлические детали были смонтированы на свои места в соответствии с
подробной картограммой фрагментов.
Эту ответственную и сложную работу выполнили
ведущие художники-реставраторы Отдела реставрации художественных изделий из
металла Службы реставрации музейных ценностей Русского музея
Татьяна
Курилова и
Дмитрий Красильников.
Реставрационная комиссия, принимающая
экспонат после завершения реставрации, отметила высокое качество выполненной
работы.
19 февраля 2019 года
|