|
Лицевая
сторона до реставрации с участками пробного раскрытия.
Авторская живопись полностью переписана во время предыдущих
поновлений. 1970
|
|
|
Икона происходит из церкви Святого Николая Согинского погоста
Подпорожского района Ленинградской области. В музей она поступила в 1937 году из
Областного Государственного музейного фонда.
На иконе
изображён
знаменитый сюжет о спасении царевны от
змея (дракона) святым великомучеником Георгием Победоносцем. В правой
верхней части располагается клеймо с изображениями Огненного восхождения
пророка Ильи и святитель Николай Чудотворец, посвящённое соответствующим
приделам церкви.
В 1970 году икона впервые была
передана на реставрацию. Художник-реставратор высшей категории Ирма Васильевна Ярыгина
постепенно
раскрыла от слоёв записей и потемневшей олифы правую верхнюю четверть иконы.
В процессе работы выяснилось, что под сплошной перепиской лицевой стороны
находится авторская живопись XVI века в довольно
хорошей сохранности. Но, к сожалению, работу вскоре пришлось приостановить.
Тогда никто не думал, что эта остановка затянется почти на
полвека.
В 2016 году решением
Реставрационной Комиссии Русского музея была утверждена новая программа
дальнейшего раскрытия иконы от записей.
Эту сложную работу было поручено выполнить
художнику-реставратору древнерусской живописи
Игнату
Ратникову.
Предварительный осмотр показал, что не
раскрытая часть авторской живописи - это толстый слой масляной записи с
разрывами и утратами поновительского красочного слоя, в которых
просматривался потемневший слой олифы со сгустками и сгрибленностями. Также,
в утратах верхнего красочного слоя, просматривался тонкий нижележащий
красочный слой.
Для пробного раскрытия реставратор выбрал участок
напротив изображения головы змия, закрытой поздней записью. Работа
выполнялась при помощи бинокулярного микроскопа, с помощью микроскальпеля, с
увлажнением поверхности лёгким растворителем. В результате - на поле
открылся потемневший и сильно неравномерный покровный слой (более толстый к
лузге и тонкий к краю иконы). На изображении фона, под записью - сильно
потемневший неравномерный покровный слой со сгрибленностями - сквозь
который стало просматриваться изображение ушей и головы змия, написанного
автором. Таким образом стало понятно, что авторское изображение змея будет
ближе к лузге иконы. После утоньшения покровного слоя на авторском
изображении головы змея были выявлены поздние переписки – фактурная запись
красно-коричневого цвета, которая сильно искажала авторский замысел. Под
этими записями стал виден авторский красочный слой - тонкий, потёртый, с
очень тонкой прослойкой олифы(?). Из-за этого реставратору приходилось
постепенно стачивать запись до прозрачного состояния и затем в местах, где
есть авторский красочный слой, удалять запись окончательно, а там где
присутствовали утраты авторского слоя – оставлять тонкий слой записи, так
как запись по цвету была близка к цвету авторского слоя. Далее раскрытие
было продолжено вниз, где открылся ярко-красный (киноварь) цвет изображения
шеи змея. Как выяснилось, изображение туловища змея было выполнено
коричневым и охристым цветом и визуально было разделено на светлую и тёмную
части. Особенно интересно наблюдать, как автор выполнил теневую часть – он
нанёс на красочный слои тёмно-вишнёвый цветной лак (?). Причём, нанёс его
очень смело и, вероятно, быстро, так как видны мазки, оставленные кистью. Во
время частичного раскрытия иконы в какой-то момент выявились изображения
сразу двух голов змея – авторской и поновительской.
Далее раскрытие велось в левую сторону от
центра. В процессе работы здесь открылось изображение ног коня. Контур
туловища коня, а также изображение ног коня, было закрашено поновителем
чёрным, толстым неравномерным поновительским контуром, жутко искажающим
авторский замысел. Причём этот контур выглядел, как будто рука его
«дрожала». В результате, чёрный контур был удалён. На этом месте открылся
авторский, более тонкий и прозрачный контур. В некоторых местах, под слоем
белил, сейчас даже просматривается линия рисунка. На изображении седла,
под записью красного цвета, открылся красочный слой в хорошей сохранности.
Изображение сапожка Георгия очень сильно потёрто, много утрат авторского
красочного слоя. В этих утратах была оставлена запись. На изображении
красной сбруи коня оставлен поновительский слой – так как авторское
изображение сильно потёрто. Изображение горок (под изображением сапожка
Георгия), а именно изображение небольших теневых частей, выполнены с
использованием тонкого слоя тёмно-вишнёвого цветного лака(?).
Особую сложность представляла расточка и
удаление записи на изображении крыльев змея. Запись здесь была плотная,
фактурная. Она лежала на авторском слое с минимальной прослойкой покровного
слоя. Авторский же слой тонкий и лежит на грунте с небольшой фактурой –
масками от работы кистью. Запись приходилось сначала растачивать микроскальпелем до верхушек – а затем долго и аккуратно где-то удалять из
углублений, а где-то её растачивать. На изображении лапок змея открылось
изображение позолоченных коготков. В нижней части иконы открылось
изображение растительности и многочисленные лещадки горок. Нижнее поле было
сильно потёрто. Вдоль нижнего края открылась перегрунтовка в утратах грунта.
В утратах авторского грунта и красочного слоя поновительский грунт с поздней
записью был оставлен, так как по цвету запись была очень близка к авторскому
красочному слою.
Во время раскрытия, по мере необходимости,
грунт и красочный слой иконы укреплялся раствором осетрового клея.
Работа продолжается…
12 сентября 2019 года
|