Ведущий
художник-реставратор
высшей категории отдела реставрации масляной живописи с 1989 по 2024 гг.
Краткая биографическая справка
|
Наталия Евгеньевна
Романова. 2012 |
|
В 1989 году окончила с
отличием
Ленинградское Художественное училище им. В.А. Серова по
специальности «Реставрация и хранение произведений живописи», специализация
– реставрация станковой масляной и темперной живописи.
С августа 1989 года по 2011 годы работала в должности
художника-реставратора масляной живописи
мастерской реставрации масляной живописи
Отдела реставрации музейных ценностей Русского музея.
С апреля 2011 года -
по июль 2024 работала на должности ведущего художника-реставратора отдела
реставрации станковой масляной живописи Службы реставрации музейных
ценностей.
Накопленный за время работы в музее опыт и знания
с
успехом применяла в реставрации произведений живописи из
коллекции Русского музея. За время работы выполнила целый ряд сложных
реставрационных работ, в частности ею были отреставрированы такие
шедевры отечественного искусства, как картина Д. Левицкого
«Портрет Ржевской и Давыдовой», Г.И. Угрюмова «Торжественный
въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над
немцами», 1793, (Ж-5051, размеры 197 х 320 см), две работы Г. Угрюмова - «Архангел Гавриил» и
"Архангел Михаил", 1810-е,
(Ж-5789, размеры 298 х 126 см),
картина Х. Гроота «Битая дичь», «Портрет Павла I» Ф.
Боровиковского и
Ивана Никитина
«Портрет неизвестного молодого человека в
голубом» и другие.
Совместно с заведующей
мастерской реставрации
масляной живописи Русского музея
И.Н. Корняковой разработала уникальную
методику и провела сложную операцию по удалению поврежденного переводного
холста с большемерного произведения Г. Семирадского «Грешница» (размер 250 х
499 см) с последующим переводом на новый холст.
Обладала значительным опытом в реставрации
большемерных произведений, в частности выполнила сложную реставрацию плафонов из собрания Государственного
музея-заповедника «Петергоф» (ГМЗ) - Н.Х «Аллегория Славы», Н.Х.
XVIII века «Утро, изгоняющее ночь» и живописного
плафона Н.Х.
XVIII века
«Триумф Екатерины» из собрания Летнего Дворца Петра I (ГРМ). Участвовала в
проекте по реставрации картин из Картинного дома в Ораниенбауме.
За время работы в Русском музее
совершенствовала свой профессиональный уровень не только в консервации и
реставрации произведений изобразительного искусства, но и в профессиональном
копировании живописи с оригиналов. В частности, по договоренности между
Русским музеем и Русской Православной Церковью (РПЦ) с целью
возвращения в Русский музей картины Г.И.Угрюмова «Торжественный въезд
Александра Невского в город Псков», которая была выдана на временную
выставку в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга
еще в 1988 году,
Н.Е. Романовой была в течение 6 месяцев
выполнена живописная копия с
оригинала этого произведения чуть меньше натуральной величины
- 197 х 313 см. После этого живописная копия была торжественно подарена
директором Русского музея В.А. Гусевым
представителю РПЦ - Наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры
Назарию в торжественной обстановке в Мраморном дворце. Также по просьбе ГМЗ
"Петергоф" в 2013 году Н.Е. Романова выполнила живописную уменьшенную копию
с картины Русского музея «Портрет Великой Княгини Елены Павловны» художника
Ж. Кур (1842 г.), которая сейчас находится в экспозиции
Большого (Меньшиковского)
дворца в Ораниенбауме.
В 2004 году была награждена медалью «В память
300-летия Санкт-Петербурга».
В 2009 году
выполнила сложную реставрацию картин А.Г. Варнека "Портрет М.И. Варнек",
1816 г. (Ж-3317) и И.В. Бугаевского-Благодарного "Портрет Е.Х. Мокеевой",
1816 г. (Ж-3217). В 2010 году
завершила сложную реставрацию уникальной картины Д.Г. Левицкого
«Портрет Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой» 1772
(Ж-65,
размеры: 161 х 103) из серии «Смолянки».
В 2012 году выполнила сложную реставрацию картины неизвестного художника
XVIII века "Великодушие Сципиона Африканского"
(Ж-10210).
В 2014-2015 годах,
совместно с художниками-реставраторами
Александром Мининым
и
Маратом Дашкиным,
выполнила сложную реставрацию уникальной большемерной картины Г.И. Угрюмова
"Архистратиг
Михаил", 1810 (Ж-5789, размеры 298 х 126 см).
2015 году была
аттестована на высшую категорию
новой государственной комиссией
по аттестации реставраторов Министерства
культуры Российской Федерации.
С 2015 по 2016 гг. принимала
активное участие в работах по реставрации уникальных живописных плафонов
XVIII века из Летнего дворца Петра
I в Петербурге. Совместно с
реставратором масляной живописи
М.Р. Дашкиным провела полную
реставрацию плафона Г. Гзелля "Триумф
Екатерины" (ЛД-328) 410 х 304 см.
С 2016 по 2024 годы являлась
членом рабочей секции по станковой масляной живописи
государственной
Аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации
от Русского музея.
В 2016 году за большой вклад
в сохранение культурного наследия России"
была удостоена ведомственной
награды - "Благодарность министра культуры Российской федерации".
В 2017 году совместно с
художниками-реставраторами
М.Р. Дашкиным и
М.Е. Солдатенковой
выполнила
сложную реставрацию картины Вильгельма Александровича Котарбинского (1848-1921) «Оргия»
(Ж-5737, размер 300 х 500 см). Редакцией газеты
"The Art Newspaper Russia" реставрация этой работы была
номинирована на премию за 2017 год в разделе "Реставрация года" (Long
List). В 2018-2019 гг. в рамках реставрационной
подготовки художественных произведений для выставки "Император Николай
I" выполнила ряд сложных реставраций нескольких
картин.
Среди них -
портрет императора Николая I художника Василия Голике
и портрет великого
князя Михаила Павловича (Ж-4597) художника Джорджа Доу. В 2019 году
совместно с
художниками-реставраторами
М.Р. Дашкиным
и О.Ю. Кленовой
выполнила сложную реставрацию картины
М.Ю.
Нестерова "Святая Русь" (Ж-1850).
Редакцией газеты
"The Art Newspaper Russia" реставрация этой работы была
номинирована на премию за 2019 год в разделе "Реставрация года" (Long
List). В 2018-2019 гг. в рамках подготовки
выставки
"Художники Бельские" в Русском музее выполнила сложную
реставрацию 20 произведений живописи. В частности - картины Ивана Бельского
"Восхождение
Богоматери на небо".
В
2023-2024 годах участвовала в проекте по реставрации музейных предметов из
Таганрогского
художественного музея, пострадавших от взрыва ракеты.
31 июля 2024 года уволилась из Русского музея.
|