|
Нина Исааковна Русакова. 2016 |
|
В 1978 году окончила
химический факультет
Ленинградского Технологического института
им. Ленсовета (по специальности - "химик-технолог").
С 1982 по 1991 годы работала
в Ленинградской специальной научно-производственной мастерской объединения
«Росреставрация». Занималась технико-технологическими исследованиями
материалов живописи и реставрацией памятников монументальной, станковой
масляной и темперной живописи из дворцов-музеев г. Ленинграда и его
пригородов, а также Валаамского музея-заповедника.
В 1983 году стажировалась в
Лаборатории химических исследований Государственного Эрмитажа под
руководством заведующей лаборатории к.т.н. Н.Г. Герасимовой и ст.н.с. Л.С.
Гавриленко.
В 1987 году
решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры СССР
была присвоена квалификация художника-реставратора станковой масляной
живописи, а в 1989 - художника-реставратора станковой темперной живописи.
С 1991 по 2004 годы -
художник-реставратор сектора реставрации живописи смешанных техник Отдела
реставрации Русского музея.
В 1991 году стажировалась во
Всесоюзном научно-исследовательском институте реставрации (ВНИИР)
в отделе реставрации средневековых иллюминованных рукописей под руководством
реставратора высшей категории Г.З. Быковой по вопросам реставрации клеевой
и новой темперной живописи на различных основах.
В 1992 году
решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ
была присвоена квалификация художника-реставратора первой категории по
станковой масляной живописи.
В 1995 году прошла стажировку
в Центре консервации института исследований МкКроун, США (Conservation
Center, McCrone Research Institute) и в в рамках
обменной программы «Русский музей - Музей
искусств Метрополитен (США) (Metropolitan
Museum of Art)». Имеет сертификат курса «Микроскопия в
реставрации» в ”Мс CRONE Research Institute”.
Занималась реставрацией
произведений художников авангарда, мастеров древнерусской живописи,
ХVIII-ХIХ вв. и "новейших течений".
Ею разработаны методы
укрепления и дублирования водоразмываемой живописи на холсте с
использованием как синтетических, так и природных материалов.
Используя знания в области
техники и технологии живописи Н.И. Русакова создает гибкие методики
реставрации. Это позволяет решать задачи сохранения произведений,
реставрация которых была ранее затруднена, а в некоторых случаях невозможна.
Н.И. Русакова активно
передает теоретические знания и практические навыки молодым коллегам,
сотрудникам других музеев, руководит работой художников-реставраторов и
стажеров. Она имеет многочисленные публикации в специальных журналах,
участвует во многих научно-практических семинарах и конференциях по вопросам
хранения и реставрации.
В 2000 году
решением Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ
была присвоена квалификация художника-реставратора высшей категории по
станковой масляной живописи.
С 2005 по 2018 годы - ведущий
художник-реставратор сектора реставрации живописи смешанных техник Отдела
реставрации Русского музея.
С 2019 года - ведущий
художник-реставратор Отдела реставрации живописи смешанных техник Службы
реставрации музейных ценностей).
Среди работ, выполненных Н.И. Русаковой, картины
таких художников, как Л.Бакст, К. Коровин, А.Головин, Н.Рерих, П.Кузнецов,
А.Самохвалов, М.Сарьян, С.Судейкин, И. Вишняков. Являлась ведущим
реставратором проекта Европейского союза «Путешествующие иконы» на базе
Института реставрации Нового Валаама (Финляндия), где занималась реставрацией
походного иконостаса, выполненного в масляной технике на шелке.
Наиболее значительными
работами, выполненными Н.И. Русаковой (совместно с
художниками-реставраторами
А.И. Богомоловым и
И.С. Безсолициным)
являются:
-
Л.С. Бакст. Занавес для
Драматического театра В.Ф. Комиссаржевской, 1906г, Ж-8385. Холст,
клеевая темпера. 678х1155см.
-
Н.К. Рерих. «Богатырский
фриз». Декоративные панно, выполненные для столовой дома Бажанова,
Петербург, ныне библиотека им. А. Чехова:
«Садко», Ж-7958. Холст,
темпера, 203х494см.
«Илья Муромец», Ж-7953.
Холст, темпера, 203х495см.
«Микула Селянинович»,
Ж-7957. Холст, темпера, 203х494см.
«Вольга Святославович»,
Ж-7956. Холст, темпера. 203х495.
-
Четыре живописных панно
из «Цветника» Зимнего сада Мраморного дворца. Н/Х, ХVIIIв. Ж-12167 -
Ж-1270. Ткань, клеевая краска. Панно были переданы в дар музею и заняли
свои исторические места после реставрации.
-
И. Вишняков. «Архангел
Гавриил», сер.XVIIIв. ЖБ-915, холст, масло, темпера, 222х92см.
Лауреат премии Министерства
культуры РФ за реставрацию картины Н.Н. Сапунова «Карусель», как участник
выставки IV Триеннале «Реставрация музейных ценностей в России», Москва.
В 2010 году, совместно с
художником-реставратором
завершила сложную реставрацию картины П.Ф. Плешанова "Убиение
царевича Дмитрия в Угличе" (Ж-1143).
В 2011 году
совместно с художниками-реставраторами
И.С.
Безсолициным,
А.И. Богомоловым
и
Е.Ю.
Щукиной выполнила
реставрацию
22 большемерных живописных панно К.А.Коровина для павильона
"Окраины России" на Всемирной Парижской выставке 1900 г.
За что
в 2011 году Комитетом по
культуре Санкт-Петербурга и Межведомственным музейным советом Петербурга
была
удостоена Специального приза им. И.П. Саутова в номинации
«За реставрацию» премии «Музейный Олимп».
В 2010-2012
годах параллельно с работой в Русском музее выполнила
сложную реставрацию живописи в Агатовых
комнатах Царского села совместно с художниками-реставраторами
Е.Ю. Щукиной,
И.С.
Безсолициным и
А.И. Богомоловым.
В 2012 году совместно с
художником-реставратором
Е.Ю. Щукиной выполнила сложную реставрацию
картины С.Ю.
Судейкина "Мифологическая
сцена " (Ж-12001).
В 2015 году Приказом Министерства культуры РФ на основании решения
новой
государственной Аттестационной комиссии Н.И. Русаковой была подтверждена высшая
категория художника-реставратора произведений
станковой живописи.
В 2015 году совместно с художниками-реставраторами
И.С. Безсолициным
и А.И. Богомоловым
выполнила сложную
реставрацию четырех живописных панно
середины XIX
века из "Цветника" Мраморного дворца.
В 2016 году совместно с художником-реставратором
Е.Ю. Щукиной
выполнила сложную реставрацию
четырех миниатюр из евангелия XVII
века - "Евангелист Марк" (ДР/ГР-3),
"Ангел. Символ святого Матфея" (ДР/ГР-5)
"Евангелист Иоанн
Богослов и Прохор" (ДР/ГР-4) и
"Лев. Символ святого Марка" (ДР/ГР-7).
В 2018
году
совместно с художниками-реставраторами
А.И. Богомоловым и
И.С.
Безсолициным выполнила
реставрацию
фрагментов двух фресок XVII века "Адам и
Ева в раю" и "Архангел".
В период с 2015 по 2018 годы выполнила сложную реставрацию живописной иконы XVIII
в. на шёлке "Архидиакон
Стефан" (Ж-5755).
В 2020-2021 годах выполнила сложную реставрацию
картины Л.М.
Браиловского "В порту" 1914 г. (ЖБ-1228).
В 2023-2024 годах участвовала в проекте по реставрации
музейных предметов из
Таганрогского художественного музея,
пострадавших от взрыва ракеты.