На портрете изображен молодой фаворит императрицы Екатерины
II
Александр Дмитриев-Мамонов. Он происходил из рода Дмитриевых-Мамоновых,
ведущих родословную от боковой ветви Рюриковичей. Его отец - М.В.
Мамонов и генерал А.А. Загряжский были женаты на родных сестрах (Боборыкиных),
а Загряжский приходился двоюродным братом матери Г.А. Потемкина.
Благодаря этим связям Александр с детства был записан на службу в
Измайловский полк и в 1784 году назначен адъютантом Потемкина. Князь,
заботясь о том, чтобы во время его продолжительных военных походов около
государыни находился человек ему преданный и покорный, представил в 1786
году Дмитриева-Мамонова Екатерине. 20 июля в 1786 году Дмитриев Мамонов
был произведен из капитан-поручика гвардии прямо в полковники и сделан
флигель-адъютантом императрицы. В том же году пожалован чином
генерал-майора и званием действительного камергера. В 1788 году
императрица исходатайствовала ему (в числе других званий) графское
достоинство Римской Империи.
Картина до поступления в музей уже подвергалась реставрации. Авторский холст
был сдублирован на новое полотно. Были заделаны значительные утраты живописи
в правой нижней части. Позднее, по мере старения авторских и реставрационных
слоев, поздние записи, пожелтевший лак и авторский красочный слой стали
очень сильно различаться по тону. В прошлом неоднократно производились
отдельные попытки реставраторов нивелировать эту
разницу. Однако такой способ лишь приводил к увеличению толщины записей и
разрастанию их по всей поверхности.
В
начале 2019 года на заседании Реставрационного совета Русского музея было
принято решение передать портрет на полную реставрацию. Эту работу было
поручено выполнить художнику-реставратору высшей категории
Ольге Клёновой.
Необходимо было удалить все поздние записи, потемневшие и пожелтевшие слои
лаков и межлаковых загрязнений и, в конечном счете,
привести поверхность красочного слоя к авторскому звучанию.
Работа началась с удаления поверхностных загрязнений, после чего были
выполнены технологические исследования живописи и взяты все необходимые
микропробы. Сначала работа велась на маленьких пробных участках, где
тестировались рабочие составы. После этого была выбрана оптимальная
композиция сольвентов. Затем были удалены самые поздние записи. Они
выглядели очень темными на поверхности красочного слоя. Под ними раскрылись
более ранние и более твердые слои записей, лежащие по значительным утратам
красочного слоя. После удаления всех поздних реставрационных слоев и
потемневших лаков, были удалены ранее недоступные подлаковые загрязнения. В
процессе реставрации и раскрытия обнаружилось, что некоторые записи вовсе не
перекрывали никаких утрат (такие как по изломам от планок подрамника). С их
удалением раскрылся абсолютно сохранный авторский слой живописи. После
расчистки красочный слой был профилактически укреплен по всей поверхности, а
в места действительных старых утрат добавлен реставрационный грунт до уровня
авторского слоя. Тонирование масляными красками было выполнено в
соответствии с границами утрат и с соблюдением авторского цветового и
композиционного решения.
В
результате проведенной реставрации поверхность красочного слоя стала яркой и
звучной. Авторская живопись раскрыта от многочисленных слоев записей,
потемневших лаков и загрязнений. Картина приведена в экспозиционное
состояние.
В
декабре 2019 года портрет будет представлен на художественной выставке «Это
сам Потемкин!» в Государственном Эрмитаже.