Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация деревянного трехстворчатого складня XVII века

Реставрация предмета древнерусского прикладного искусства ХVII века "Крест напрестольный". Реставратор дерева Виктор Чмеленко

Общий вид трехстворчатого резного складня XVII века после реставрации. 2018

Уникальный музейный предмет древнерусского прикладного искусства ХVII века "Складень трехстворчатый" (БК-2420) в серебряном окладе поступил в мастерскую реставрации резных икон и деревянной скульптуры Отдела реставрации Русского музея в начале 2018 года в рамках подготовки экспоната для художественной выставки "Осень русского Средневековья.

Лучшие работы отдела реставрации резных икон и деревянной скульптуры:

 Реставрация Амвона 1533 г. из Софийского собора Великого Новгорода...>

 Создание копии с резной иконы XVI века "Успение Богоматери"...>

 Реставрация напрестольного креста XVII века...>

 Реставрация деревянного трехстворчатого складня XVII века...>

 Исследование и реставрация скульптуры с крышки раки Саввы Вишерского (1571-1574)...>
 

  История создания и деятельность реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели Русского музея во второй половине XX века

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

Реставрация предмета древнерусского прикладного искусства ХVII века "Крест напрестольный". Реставратор дерева Виктор Чмеленко

Общий вид до реставрации. 2018

До реставрации на тыльной поверхности правой створки были обнаружены следы жизнедеятельности жуков-точильщиков - старое летное отверстие, заполненное буровой мукой. На тыльной стороне правой створки наклеена «рубашка» из тонкого холста, которая сильно загрязнена. На лицевых поверхности деревянных резных створок складня, особенно в углублениях резьбы, наблюдалось потемневшее поверхностное покрытие, стойкие загрязнения, остатки животного клея и набрызги воска. По решению Реставрационной комиссии экспонат был передан на реставрацию. 

Работа была поручена заведующему мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры ведущему художнику-реставратору Виктору Чмеленко.

Прежде всего, сразу после технологического исследования и фотографирования, летное отверстие было обработано раствором спирта с катамином АБ, высушено и замастиковано. «Рубашка» была демонтирована, очищена от загрязнений, затем подклеена обратно на тыльную поверхность правой створки. Лицевые поверхности створок складня были очищены от стойких загрязнений, остатков животного клея и набрызгов воска. Работа проводилась при помощи стереомикроскопа. Потемневшее поверхностное покрытие было равномерно утоньшено и выровнено. В результате утоньшения лакового слоя открылся ожог на центральной створке. После окончания всех реставрационных мероприятий памятник смонтирован в серебряный оклад, приобретя экспозиционный вид.

Реставрационная комиссия  Русского музея, которая принимала экспонат после реставрации, отметила высокое качество проведенной работы.

Примечание: Реставрация металлического обрамления была проведена художниками-реставраторами мастерской реставрации художественных изделий из металла.

 

 

Дополнительно по теме:

  История создания и деятельность реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели Отдела реставрации Русского музея во второй половине XX века - "Сектор реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели" - Г.А. Преображенская (Государственный музей истории религии)

  О создании уникальной копии с резной иконы "Успение Богоматери" для Спасо-Парголовского храма Санкт-Петербургской епархии в мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея...>>>

  "Амвон из Софийского собора в Новгороде (1533 г.). Реставрация как метод комплексного исследования памятника". (Ж.А. Максименко, 2017)...>>>

  "Исследование маркировки некоторых деталей амвона из Софийского собора в Новгороде (1533 г.) в процессе реставрации 2013-2017 гг." (К.С. Чарыкова, 2017)...>>>

 
Реставрация предмета древнерусского прикладного искусства ХVII века "Крест напрестольный". Реставратор дерева Виктор Чмеленко

 Тыльная сторона до реставрации. 2018

Реставрация предмета древнерусского прикладного искусства ХVII века "Крест напрестольный". Реставратор дерева Виктор Чмеленко

 Фрагмент в процессе реставрации. 2018

Реставрация предмета древнерусского прикладного искусства ХVII века "Крест напрестольный". Реставратор дерева Виктор Чмеленко

 Общий вид после реставрации. 2018

Реставрация предмета древнерусского прикладного искусства ХVII века "Крест напрестольный". Реставратор дерева Виктор Чмеленко

 Тыльная сторона после реставрации. 2018

 
 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта