|
Общий
вид до реставрации. Кракелюр красочного слоя и грунта с
приподнятыми краями, деформация холста. Лак потемнел и пожелтел. 2015 |
|
|
Живописный
медальон «Аллегория Азии»,
(холст, масло, 63 х
45 см. инв. No. ЛД-177) был написан неизвестным художником в
начале XVIII
века.
Он располагался на одной из стен Зеленого кабинета на втором этаже
Летнего дворца Петра I.
За почти
трехсотлетний период экспонирования -
много раз реставрировался.
В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в
соответствии с государственным контрактом на проведение работ по
реконструкции и реставрации Летнего дворца.
При осмотре было отмечено
следующее состояние сохранности:
Тыльная сторона:
Подрамник нераздвижной, не имеет скосов
внутренних реек. Требует ремонта. Из за этого холст "лежит" на рейках подрамника, вызывая
изломы и деформации. Кромки дублированы. Их края небрежно обрезаны.
Крепкая концентрация клея, которым были дублированы кромки вызвала
деформации холста на лицевой стороне. Холст "перегорел" от масла.
Значительно загрязнен.
Авторские кромки грунтованы. На них
фрагментарно видна живопись. Вокруг гвоздевых отверстий -
утраты грунта. Общая деформация
и провисание холста от ослабления натяжения.
Лицевая сторона:
Грунт гладкий масляный, плотный, средней
толщины, красно-коричневого цвета. По всей поверхности -
грунтовый
горизонтальный, переходящий в средне и мелкосетчатый кракелюр с
приподнятыми краями
(особенно вдоль краев). Требует срочного укрепеления
красочного слоя. По периметру заметно отпечатался подрамник.
Связь грунта с холстом нарушена. Старые мастиковки очень просели, тонировки изменились
в цвете и тоне. По всей поверхности немногочисленные выкрошки и мелкие
утраты грунта по кракелюру, особенно по сгибу холста вдоль кромок.
Живопись гладкая, многослойная, с небольшими
фактурными участками на белильных местах. Утраты красочного слоя соответствуют утратам грунта. Старые
тонировки по замастикованным утратам очень изменились в цвете, тоне и
прожухли, мастиковка под ни ми
просела. Некоторое количество мелких записей
лежат в утратах без подведения грунта. Визуально определяется наличие слоев
масла, нанесенного вместо лака на живопись в процессе бытования.
Потёртости
красочного слоя - вдоль краев и в отдельных теневых местах живописи.
Лак очень неравномерный, заметно пожелтел
имеет значительную толщину.
Под верхним слоем видны остатки прежних лаковых покрытий в фактурных местах.
Верхний завершающий слой с многочисленными потёртостями, помутнениями на
которых изображение не читается. В основном - это теневые места. Поверхность картины загрязнена.
Исследования под микроскопом и в свете УФ
излучения подтвердили, что лаковая пленка лежит очень неравномерно, толстым
слоем. Прослеживаются многочисленные потертости по краям приподнятого
кракелюра. Хорошо видны многочисленные поздние записи в разных частях
картины.
В результате микологических исследований грибковых поражений
не обнаружено.
Во время реставрации картина была аккуратно
обеспылена с тыльной и лицевой стороны. После этого было проведено
двукратное укрепление красочного слоя и грунта с прессованием. Проведена
профилактическая микологическая обработка тыльной стороны. Удалены старые
кромки, вызывавшие деформации холста. Удалены загрязнения. Жесткие изломы
красочного слоя и грунта дополнительно укладывались повторным укрепление и
распаркой через специальную пленку, после чего участки с изломами
прессовались.
Были дублированы новые кромки. Подрамник
отремонтирован (сделаны внутренние скосы и вставки выпадов древесины). Места
утрат красочного слоя были заполнены реставрационным грунтом. На нескольких участках сделаны контрольные пробы по
раскрытию авторской живописи от слоев лака и старых записей в
соответствии с ранее утвержденной методикой. После утверждения результатов
пробного раскрытия, произведено утоньшение лаковых наслоений, удаление
записей и тонировок по всей поверхности. После этого было произведено тонирование
утрат красочного слоя художественными материалами голландской фирмы «Talens». В завершении
картина просушена и покрыта слоем даммарного лаком с пиненом (1:1) в два
слоя.
|