Авторские кромки имеют утраты и
многочисленные разрывы. Нижняя кромка срезана (или утрачена). По всей
тыльной стороне основы видны наклееные на животный клей прямоугольные
фрагменты холста ( размером 15 х 15 см) от холщовых полос, с помощью
которых плафон прикреплялся к планкам крестовины подрамника - для
предотвращения провисания. Холщовые полосы были срезаны при снятии
плафона с подрамника, остались только места прикрепления (склейки) к
авторскому холсту. По местам подклейки видны сильные деформации
авторского и дублировочного холста.
Лицевая сторона:
Швы от сшивных холстов хорошо видны на
лицевой поверхности. По всей поверхности - жесткий,
разнохарактерный кракелюр с приподнятыми краями. Участки с наиболее
выраженным кракелюром располагаются вдоль швов и преимущественно в
центральной части. Изломы грунта различных направлений по всей
поверхности. Вдоль всего нижнего края - полоса реставрационного грунта
(тонирована)по утрате авторского, имеются участки выпадов грунта до
холста.
Мелкие утраты и потертости красочного
слоя по всей поверхности – по кракелюру, на фоне, по изображению фигур.
Значительные утраты и потертости авторского красочного слоя по
изображению кистей рук, стоп ног, по изображению лиц. Сильно потерты и
утрачены до грунта теневые части изображения облаков на фоне, теневые
части всех драпировок. Все утраты и потертости живописного слоя лежат
под слоем толстого лака. Следы многочисленных поновлений, изменившиеся в
цвете и тоне. Записи повсеместно "прожухли", лежат по неровным и грубым
реставрационным мастиковкам, не соответствующим по уровню авторскому
красочному слою. Наиболее грубые мастиковки располагаются вдоль швов и в
центральной части.
В процессе
реставрации лицевая и тыльная стороны были обеспылены, красочный слой и
грунт укреплены. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных
загрязнений, и регенерирована по методу Петтенкофера .
Следы клея и остатки холста с тыльной стороны плафона удалены скальпелем
с увлажнением поверхности.
Проведена профилактическая микологическая обработка тыльной стороны.
По всей лицевой
поверхности произведено утоньшение потемневшего и пожелтевшего лака.
Предварительно сделаны пробные контрольные расчистки для выработки
оптимальной методики и подбора состава действующего растворителя.
Частичное удаление записей и их разрядка произведены после утоньшения
лака на тех участках, где под ними прослеживалась сохранная живопись. В
тех областях картины, где тонировки покрывают потертости авторской
живописи до грунта или лежат в пределах утрат по вставкам
реставрационного грунта, имея при этом удовлетворительное качество, они
оставлены. Процесс работы контролировался с помощью периодического
осмотра видимой люминесценции обрабатываемого участка в УФ лучах.
В процессе расчистки
обнажились множество старых крепких разновременных мастиковок разного
цвета. Мастиковки не удалялись, но
выравнивались или растачивались по необходимости.
В отдельных местах
утрат, где мастиковки отсутствовали или имели недостаточную высоту,
произведено дополнительное подведение реставрационного грунта.
По окончании
раскрытия картина была покрыта промежуточным слоем реставрационного
лака. Места утрат красочного слоя и потертости тонированы.
После полного
высыхания поверхности, картина покрыта завершающим слоем
реставрационного лака.
|