Живописный плафон «Торжество Морфея», (холст, масло, 246,5 х
231 см. инв. No. ЛД-32)
был написан неизвестным художником в
начале XVIII
века для
Летнего дворца Петра I.
Он располагался на потолке Спальни первого этажа.
За почти
трехсотлетний период экспонирования -
много раз реставрировался.
В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в
соответствии с государственным контрактом на проведение работ по
реконструкции и реставрации Летнего дворца. Состояние сохранности
до начала реставрационных работ:
Тыльная сторона:
Подрамник круглой формы, состоит из 4-х
дугообразных планок, с двумя перекрестьями. Холст авторский сшит из трех
вертикальных полотнищ. Швы хорошо прослеживаются – в центральной части
и справа, недалеко от правого края.
Авторский холст был дублирован на новый
холст с помощью животного клея. Кромки дублировочного холста с остатками
старых авторских кромок достаточно прочные. Тыльная сторона
холста сильно загрязнена. Деформации холста незначительные, по
вертикальным швам.
Лицевая сторона:
Вся поверхность пронизана грунтовым
средне- и мелкосетчатым кракелюром. Главная проблема сохранности –
большое количество утрат красочного слоя. Как крупных так и мелких, а
также почти повсеместные потертости верхних слоев живописи и потертости
до красного грунта. Утраты многократно мастикованы (мастиковки
отличаются по цвету) и тонированы в процессе предыдущих реставраций.
Потертости же сплошь прописаны широкими жидкими заливками, с попыткой
прорисовать и поправить утраченные формы и контуры деталей картины.
Таким образом количество записей покрывает около 50 % поверхности
авторской живописи. Все реставрационные красочные слои потемнели,
изменились в цвете.
Верхний поздний слой реставрационного
лака сильно пожелтел и вобрал в себя загрязнения. Под ним
прослеживаются остатки более ранних покрытий, частично расчищенных во
время предыдущих реставраций (в виде темно коричневых пятен и точек в
фактуре холста и живописи).
Многочисленные реставрационные тонировки
и записи закрывают большие поверхности авторской живописи. Но
часть деталей картины утрачена и не реконструирована. Это такие детали,
как изображения ступней, кистей рук и пальцев персонажей, драгоценных
украшений, падающих из сосуда Богини Ночи Пасифеи.
В процессе
реставрации лицевая и тыльная стороны были обеспылены, красочный слой и
грунт укреплены. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных
загрязнений, и регенерирована по методу Петтенкофера.
По всей лицевой
поверхности произведено утоньшение потемневшего и пожелтевшего лака.
Предварительно сделаны пробные контрольные расчистки для выработки
оптимальной методики и подбора состава действующего растворителя.
Частичное удаление записей и их разрядка произведены после утоньшения
лака на тех участках, где под ними прослеживалась сохранная живопись. В
тех областях картины, где тонировки покрывают потертости авторской
живописи до грунта или лежат в пределах утрат по вставкам
реставрационного грунта, имея при этом удовлетворительное качество, они
оставлены. Процесс работы контролировался с помощью периодического
осмотра видимой люминесценции обрабатываемого участка в УФ лучах.
В процессе расчистки
обнажились множество старых крепких разновременных мастиковок разного
цвета (оранжевые, красные, белые). Мастиковки не удалялись, но
выравнивались или растачивались по необходимости.
В отдельных местах
утрат, где мастиковки отсутствовали или имели недостаточную высоту,
произведено дополнительное подведение реставрационного грунта.
По окончании
раскрытия картина была покрыта промежуточным слоем реставрационного
лака. Места утрат красочного слоя и потертости тонированы.
После полного
высыхания поверхности, картина покрыта завершающим слоем
реставрационного лака.
|