Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Новости | Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация плафона "Торжество Морфея" из Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах

Общий вид до и после реставрации

  История всех реставраций  живописных плафонов Летнего дворца Петра I...>>>

  О реставрации живописных плафонов и медальонов Летнего дворца Петра I в 2015-2016 годах...>

 "Триумф Екатерины (ЛД-328)...>

 "Триумф Петра I (ЛД-50)...>

 "Триумф России" (ЛД-1)...>

 "Торжество Морфея (ЛД-32)...>

 "Прославление деяний Петра I (ЛД-174)...>

 "Мир и спокойствие (ЛД-290)...>

 "Триумф Минервы" (ЛД-13)...>

 "Похищение Европы (ЛД-178)...>

 "Аллегория Африки (ЛД-176)...>

 "Аллегория Америки (ЛД-175)...>

 "Аллегория Азии (ЛД-177)...>

 "Амур, несущий латы (ЛД-14)...>

 "Амур, несущий ликторские связки (ЛД-15)...>

 "Амур, несущий щит (ЛД-16)...>

 "Амур, несущий шлем, украшенный перьями (ЛД-17)...>

Реставрация живописного плафона "Торжество Морфея" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

 Общий вид до реставрации. Видны слой темного лака и многочисленные тонировки, изменившиеся в цвете. 2015

Живописный плафон «Торжество Морфея», (холст, масло, 246,5 х 231 см. инв. No. ЛД-32) был написан неизвестным художником в начале XVIII века для Летнего дворца Петра I. Он располагался на потолке Спальни первого этажа.

За почти трехсотлетний период экспонирования - много раз реставрировался. В очередной раз он был передан на реставрацию в 2015 году в соответствии с государственным контрактом на проведение работ по реконструкции и реставрации Летнего дворца. Состояние сохранности до начала реставрационных работ:

Тыльная сторона:

Подрамник круглой формы, состоит из 4-х дугообразных планок, с двумя перекрестьями. Холст авторский сшит из трех вертикальных полотнищ.  Швы хорошо прослеживаются – в центральной части и справа, недалеко от правого края.

Авторский холст был дублирован на новый холст с помощью животного клея. Кромки дублировочного холста с остатками старых авторских кромок  достаточно прочные.  Тыльная сторона холста сильно загрязнена. Деформации холста незначительные, по вертикальным швам.

Лицевая сторона: 

Вся поверхность пронизана грунтовым средне-  и мелкосетчатым кракелюром.  Главная проблема сохранности – большое количество утрат красочного слоя. Как крупных так и мелких, а также почти повсеместные потертости верхних слоев живописи и потертости до красного грунта. Утраты многократно мастикованы (мастиковки отличаются по цвету)  и тонированы в процессе предыдущих реставраций. Потертости же сплошь прописаны широкими жидкими заливками, с попыткой прорисовать и поправить утраченные формы и контуры деталей картины. Таким образом количество записей покрывает около 50 % поверхности авторской живописи. Все реставрационные красочные слои потемнели, изменились в цвете.

Верхний поздний слой реставрационного лака сильно пожелтел и вобрал в себя загрязнения. Под ним прослеживаются  остатки более ранних покрытий, частично расчищенных во время предыдущих реставраций (в виде темно коричневых пятен и точек в фактуре холста и живописи).

Многочисленные реставрационные тонировки и записи закрывают большие поверхности  авторской живописи. Но часть деталей картины утрачена  и не реконструирована. Это такие детали, как  изображения ступней, кистей рук и пальцев персонажей, драгоценных украшений, падающих из сосуда Богини Ночи Пасифеи.

В процессе реставрации лицевая и тыльная стороны были обеспылены, красочный слой и грунт укреплены. Лицевая поверхность была промыта от поверхностных загрязнений, и регенерирована по методу Петтенкофера.

По всей лицевой поверхности произведено утоньшение потемневшего и пожелтевшего лака. Предварительно сделаны пробные контрольные расчистки для выработки оптимальной методики и подбора состава действующего растворителя. Частичное удаление записей и их разрядка произведены после утоньшения лака на тех участках, где под ними прослеживалась сохранная живопись. В тех областях картины, где тонировки покрывают потертости авторской живописи до грунта или лежат в пределах утрат по вставкам реставрационного грунта, имея при этом удовлетворительное качество, они оставлены. Процесс работы контролировался с помощью периодического осмотра видимой люминесценции обрабатываемого участка в УФ лучах.  

В процессе расчистки обнажились множество старых крепких разновременных мастиковок разного цвета (оранжевые, красные, белые). Мастиковки не удалялись, но выравнивались или растачивались по необходимости.

В отдельных местах утрат, где мастиковки отсутствовали или имели недостаточную высоту, произведено дополнительное подведение реставрационного грунта.

По окончании раскрытия картина была покрыта промежуточным слоем реставрационного лака. Места утрат красочного слоя и потертости тонированы.

После полного высыхания поверхности, картина покрыта завершающим слоем реставрационного лака.

Реставрация живописного плафона "Торжество Морфея" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Снимок в свете УФ излучения. Видны неравномерные слои покровного лака и многочисленные разновременные записи. 2015

Реставрация живописного плафона "Торжество Морфея" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент до реставрации. 2016

Реставрация живописного плафона "Торжество Морфея" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона "Торжество Морфея" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Фрагмент в процессе раскрытия авторской живописи от многочисленных поновлений и слоев темного лака. 2016

Реставрация живописного плафона "Торжество Морфея" из Летнего дворца Петра I в Отделе реставрации Русского музея

Общий вид после реставрации. 2016

 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта