Тропинин писал портреты
самые разнообразные: интимные и репрезентативные, однофигурные и групповые,
крестьянские и купеческие, детские, костюмированные, множество портретов
посвящено друзьям – художникам. К их числу относится и портрет Николая
Апполоновича Майкова (1794 – 1873), реставрация которого близится сейчас к
завершению.
Экспонат поступил в мастерскую реставрации
масляной живописи Отдела реставрации музейных ценностей Русского музея
осенью 2017 года из Отдела живописи ХVIII – первой половины ХIХ вв. Причиной
послужила необходимость приведения картины в экспозиционное состояние.
Эта работа была поручена ведущему
художнику-реставратору мастерской
Марии
Третьяковой.
Прежде всего, после подробного фотодокументирования, были проведены всеобъемлющие технологические и
химико-биологические исследования. Помимо изучения состояния сохранности
портрета при помощи бинокулярного стереомикроскопа, были отобраны
многочисленные микропробы для химико-биологических исследований. При общем
внешнем удовлетворительном состоянии всех элементов картины имелись две
серьезные проблемы: деревянная надставка, изменяющая авторский формат
произведения, и сильно пожелтевший лак, искажающий авторский колорит.
Для удаления деревянных планок нужно было,
прежде всего, убедиться, что они не являются авторскими. Ведь гвозди на
которых холст прикреплён к подрамнику выглядят очень старыми. Они - кованые,
четырехгранные, у верхнего края проходили сквозь две планки (более 10 см).
Кроме того, по периметру было видно, что портрет писался на меньшем
подрамнике, а позднее был натянут на данный. Холст с кромок переместился на
лицевую сторону.
Причиной изменения формата мог послужить тот
факт, что современники порой обвиняли Тропинина в том, что у него “головы
подпирают потолок”, т.е. композиционно не хватает пространства над
изображением головы. Возможно одному из владельцев захотелось “улучшить”
картину, увеличив размер. Существует еще часто встречающийся вариант, когда
размеры картины «подгонялись» под раму определенного размера.
Вопрос о возврате портрету исходных размеров
обсуждался на заседании Реставрационной комиссии Русского музея, где
реставратор представил результаты своих многочисленных исследований. В
конечном счете план реставрации был принят, и работа началась. Результаты
исследований и пробные фрагменты раскрытия авторской живописи от слоев
пожелтевшего лака показали, что лак имеет минимум два спирторастворимых
слоя. Съемка контрольных участков в свете ультрафиолетового (УФ) излучения
подтвердила наличие толстого слоя лака, дающего разные оттенки свечения.
Также снимок люминесценции в УФ-лучах четко определяет границы поздней
записей по краям изображения.
Реставрационная комиссия Русского музея дала
задание снять надставки, укрепить имеющийся подрамник, утоньшить и выровнить
лак; а также произвести все сопутствующие операции - промывку от
загрязнений, укрепление красочного слоя, подведение реставрационного грунта
в места утрат красочного слоя и грунта, тонирование утрат красочного слоя.
При удалении деревянных надставок подрамник
подвергся серьезному испытанию на прочность. Для подклейки образовавшихся
трещин, чтобы зажать струбциной, верхний край снимался с подрамника. Это
позволило, заодно, укрепить холст на кромках.
Расчистка края картины от грубых записей
сопровождалась дошлифовкой выступающих участков старой реставрационной
мастики. Утоньшение лака велось по предварительно отработанной методике и на
всем протяжении сопровождалось фотофиксацией и контролем равномерности
(снимки видимой люминесценции в УФ-лучах).
Довыборка остатков лака и
записей осуществлялась при помощи бинокулярного стереомикроскопа. После
этого, утраты красочного слоя и грунта были заполнены реставрационным
грунтом и тонированы.
За время нахождения картины в реставрационной
мастерской стало известно, что этот портрет будет в числе других
произведений представлять собрание Русского музея на художественной выставке
в Йошкар-Оле в октябре 2018 года. Зрители увидят это произведение в его
первоначальном композиционном и колористическом замысле.
27 августа 2018 года
|