В 2015 году на одном из заседаний Реставрационной комиссии Русского музея
было принято решение передать одну из них на плановую реставрацию. Таким
образом, фарфоровая ваза (Ф-8098) (фарфор, матовое кобальтовое крытьё,
золочение, матовое золочение с цировкой, латунные золочёные соединительные
переходники, основание – плинт чёрного мрамора, 51,5 х 15 х 11,3 см.),
состоящая из шести частей, которые
ранее были смонтированы на металлическую тягу, оказалась в
мастерской реставрации художественных изделий из керамики и стекла Русского
музея.
Ваза поступила в разобранном виде. К сожалению, еще при поступлении в музей
более 80 лет назад, у нее полностью отсутствовал металлический крепеж,
который должен был удерживать все шесть частей вазы в единое целое. Горловина
ранее была разбита на 19 фрагментов и довольно грубо склеена. Здесь же имелась старая гипсовая доделка,
которая была изготовлена на месте значительной утраты поверхности. Ручка
вазы в виде лебединой полуфигуры была также разбита и имела утрату фарфора
значительного размера. Колоколообразное основание вазы было также разбито.
По краям фрагментов имелись многочисленные сколы. На колонне с фигурами
Амуров имелись многочисленные утраты и сколы фарфора по всему диаметру.
Голова Амура и ступня его левой ноги были довольно грубо восполнены из
гипса. В результате обсуждения, было решено их аккуратно удалить и, после
этого – заново воссоздать по авторской аналогии.
Эта сложная работа была поручена ведущему реставратору высшей категории по
реставрации художественных изделий из керамики и стекла Отдела реставрации
Русского музея
Надежде Юрьевне Касаткиной.
В процессе кропотливой реставрации, которая продолжалась более года, была
выполнена полная очистка и удаление следов предыдущей реставрации.
Для этого, места старых склеек многочисленных фрагментов
горловины были "расшиты" и, одновременно с этим, была удалена старая грубая
гипсовая заделка, которая находилась на краю горловины. Все фрагменты и,
особенно, их края были тщательно очищены от следов клея и поверхностных
загрязнений.
После этого, используя специальную картограмму повреждений
верхней части горловины, была
выполнена новая склейка фрагментов и восполнение утрат из специальной реставрационной смолы.
Восполненная утрата горловины вазы была покрыта сусальным золотом
и отполирована до единого блеска с поверхностью авторского золочения. Была
изготовлена по авторской аналогии доделка ручки вазы в виде лебединой полуфигуры. После чего, она
была тонирована специальными красками под матовое авторское золочение. Остальные восполненные
фрагменты и сколы были аккуратно тонированы и законсервированы
реставрационным лаком.
В завершении, был разработан,
изготовлен и смонтирован новый металлический
крепёж, который зафиксировал все части вазы в единое целое.
На заседании Реставрационной комиссии Русского музея,
которая принимала экспонат после реставрации, было отмечено высокое качество
выполненной работы.
Сентябрь 2016
Дополнительно по теме: