Скульптура Саввы
Вишерского представляет собой рельефную фигуру с крышки раки, вырезанную из
цельного массива липы с двумя надставками по бокам и фрагмента головы слева.
Высота фигуры достигает 181см, высота резьбы - 15.5 см. Вся поверхность с
лицевой стороны вызолочена. По золочению рельеф был расписан цветными лаками
и масляной краской.
Экспонат поступил в сектор реставрации резных
икон и деревянной полихромной скульптуры Государственного Русского музея в
связи с его неудовлетворительной сохранностью. На памятнике имелись
многочисленные разнохарактерные повреждения: отслоения декоративного
покрытия от основы в углублениях резьбы; многочисленные мелкие грядки
верхнего слоя позолоты; отслоения декоративного покрытия от основы по краям
обширных утрат; локальные отслоения красочного слоя от нижележащего слоя
позолоты. Информация о предыдущих реставрациях отсутствовала. Поэтому,
прежде всего, было необходимо провести
комплексные физико-химические
исследования.
Работа была поручена
художнику-реставратору
Жанне Максименко.
Технологические исследования заняли период с
1995 по 2003 год. В это время были проведены:
1.Исследования поновительских слоев в секторе
химико-биологических исследований отдела реставрации
Русского музея старшим научным сотрудником Е.М.
Саватеевой методом микроскопии.
2.Комплексные исследования в «Российском
научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева»
(Москва), ведущим научным сотрудником, экспертом в области исторических и
традиционных технологий В.П. Голиковым методами: микроскопии, микрохимии и
гистохимии.
3.Исследования клеевой пленки, на которую
выполнено золочение во втором поновительском слое были проведены в
Государственном Эрмитаже.
Результаты комплексного научного исследования,
полученные в период с 1995 по 2003 год позволили подробно проанализировать
хронологию поновлений памятника.
Первый слой поновлений (клеевое золочение)
был выполнен после появления потертостей по всей поверхности первоначального
золочения.
Второй слой поновлений технологически более
сложный и появился после серьезного повреждения скульптуры в процессе
бытования памятника. Представляет собой частичную перегрунтовку (мел и
глютиновый клей), поверх которой по всей поверхности нанесен слой из
мелкодисперсного оранжевого свинцового сурика с глютиновым клеем. Далее - «оранжевый»
слой проклеен все тем же глютиновым клеем, толщина которого достигает 2
мм и в два раза превышает толщину металлизированных слоев. Эта
проклейка послужила основой для сусального золочения.
Третий поновительский слой аналогичен первому.
Четвертый слой поновлений существенно
отличается от предыдущих и представляет собой роспись, которая лежит на
третьем поновительском слое или на четвертом слое золочения (если считать
вместе с первоначальным-авторским).
Совокупность полученных данных помогла
представить точную стратиграфическую схему всех авторских и поновительских
слоев и с уверенностью сказать, что на скульптуре присутствует четыре слоя
клеевого золочения: одно – авторское и три – поновительских, а также
выяснить их характеристики, микрохимические реакции и взаимодействие с
растворителями. Весомым аргументом при подборе метода консервации в
дальнейшем стал факт применения в качестве основы под сусальное золочение (во
втором слое поновлений), желатина.
В процессе разработки методики реставрации
предстояло решить две основные задачи:
1.Найти способ консервации с учетом
технологических приемов изготовления, поновления и сохранности памятника.
Найти приемы, позволяющие придать памятнику экспозиционный вид и выявить его
пластические и декоративные достоинства. После подробного изучения техники
исполнения памятника и ряда пробных укреплений, была разработана методика
консервации разнохарактерных разрушений декоративного покрытия спиртовыми
растворами ПВБ разных концентраций, поскольку другие апробированные клеи
себя не оправдали. Так были укреплены проблемные участки по всей поверхности
скульптуры. Консервация была окончена в 2005 году.
2.Результатом следующего этапа реставрации
стало осмысление художественного образа памятника, поскольку множественные
утраты и потертости по всей поверхности до поновительских слоев разных
цветов существенно разрушали целостность его восприятия. На реставрационном
совете было принято решение отказаться от удаления поздней росписи и придать
памятнику целостность посредством тонировок двух видов.
Утраты золочения до слоя оранжевого цвета (слой
из оранжевого свинцового сурика и глютинового клея) были тонированы золотой
акварелью. Утраты росписи до слоя золота были тонированы цветной акварелью.
Предварительно поверхность в границах утрат покрывалась спиртовым раствором
отбеленного шеллака.
Интересен тот факт, что в 2014 году в архивах
Рус кого музея был обнаружен протокол
реставрационного совета 1965 года,
на котором обсуждался вопрос консервации и расчистки этого памятника.
Участниками совета были известные реставраторы
мастерской реставрации икон Русского музея:
И.В.Ярославцев,
Н.В.Перцев и
И.В.Ярыгина. На совете также присутствовал
реставратор ВХНРЦ им. Грабаря, Р.А. Попов.
Рассматривались вопросы консервации и раскрытия этой скульптуры. В протоколе
отражены горячие споры по дальнейшему внешнему образу памятника. Результат
этих споров - пробное раскрытие от поздней росписи. Тогда же
И.В. Ярыгиной
был предложен вариант придания целостности памятнику при помощи тонировок в
границах утрат позолоты твореным золотом. Однако Совет отклонил
это решение. Через 38 лет, не имея на руках этих
записей 1965 года, в процессе
реставрации было принято такое же решение, предложенное
И.В. Ярыгиной.
Только вместо твореного золота для тонировок была использована «золотая»
акварельная краска.
Вместе с новыми реставрационными данными
внимательное изучение исторических источников позволило уточнить и атрибуцию
резного образа Саввы Вишерского. Данное исследование было проведено старшим
научным сотрудником отдела древнерусского искусства Русского музея
О.В. Клюкановой. Согласно документам, «построение
новой раки» Саввы Вишерского означало в действительности обновление,
реставрацию почитаемой гробницы святого.
Следуя за историческими реалиями, можно
предположить, что первый слой золочения раки и образа, авторский, - создание
раки относится к 1571–1574 годам.
Второй слой золочения можно соотнести с
документом 1607–1608 годов, когда рака чинилась и
золотилась по указу Василия Шуйского.
Третий слой позолоты был исполнен Федькой
Павловым в Оружейной палате в 1668–1669 годах.
Наконец, четвертый слой позолоты (если
считать с авторским) и переделку лика можно связать,
предположительно, со временем возвращения резного образа в Новгород после
его освидетельствования в Петербурге в 1735-1736 годах.
На основании сопоставления летописных
документов с реставрационными данными и физико-химическими исследованиями –
при полном соответствии слоев золочения на рельефе с зафиксированными в
документах этапами «поновлений» - памятник Русского музея может быть,
впервые, уверенно соотнесен с резным образом святого Саввы Вишерского,
исполненным в 1571–1574 годах по повелению
царя Ивана Грозного новгородскими мастерами.
С момента окончания консервации прошло
уже достаточно времени, постоянное наблюдение за
сохранностью памятника дает возможность с уверенностью говорить о его
стабильном состоянии.
Упорядочение визуальной формы скульптуры
позволило впервые экспонировать памятник на выставке
"Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины" в Русском
музее в декабре 2014 года.
Но, безусловно,
главным результатом комплексного научного исследования стала возможность не
только рассмотреть памятник в широком историческом контексте и сопоставить
хронологию поновлений с летописными документами, но и уточнить его датировку.
Реставрационная комиссия Русского
музея, которая принимала экспонат после завершения
технологических исследований и реставрации, отметила высокое
качество проведенной работы.
Дополнительно по теме:
История создания и деятельность
реставрационных мастерских деревянной скульптуры, декоративной
резьбы и мебели Отдела реставрации Русского музея во второй
половине XX века -
"Сектор
реставрации деревянной скульптуры, декоративной резьбы и мебели"
- Г.А.
Преображенская (Государственный музей истории религии)
О
создании уникальной копии с резной иконы "Успение Богоматери"
для Спасо-Парголовского храма Санкт-Петербургской епархии в
мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры
Русского музея...>>>
"Амвон
из Софийского собора в Новгороде (1533 г.). Реставрация
как метод комплексного исследования памятника".
(Ж.А. Максименко, 2017)...>>>
"Исследование маркировки некоторых деталей
амвона из Софийского собора в Новгороде (1533 г.) в процессе
реставрации 2013-2017 гг." (К.С. Чарыкова, 2017)...>>>
|