|
Скульптуры Летнего сада,
поврежденные
во время урагана
23 сентября 1924 года. |
|
Значительное место в собрании
занимает скульптура из камня, в особенности, из мрамора. Имеется и обширная
коллекция гипсовых оригиналов, что следует считать сравнительно редким
явлением в мировой музейной практике. Большое количество изделий из
натурального и искусственного камня хранятся в отделе прикладного искусства.
Скульптура из различных пород камня и из гипса подвержена действию многих
разрушительных факторов: механические воздействия, загрязнения, химическая
эрозия. Ускорить разрушение скульптуры могут и технологические просчеты при
изготовлении скульптуры, неблагоприятные условия хранения до поступления
экспоната в музей, дефекты самого материала.
Поэтому
экспонаты из упомянутых материалов нуждаются в особых условиях хранения и в
постоянном наблюдении со стороны реставраторов. Хотя
сектор реставрации каменной и гипсовой скульптуры оформился в
самостоятельное подразделение лишь в 1990 году, реставрация
произведений скульптуры в Русском музее осуществлялась с 1925 года, когда были
организованы мастерские по реставрации предметов прикладного искусства и
скульптуры. В конце
1920-х годов реставрацией скульптуры занимался скульптор
И. И. Крестовский.
В
организованном в 1936 году секторе реставрации скульптуры работали
И. И.
Суворов, К. М. Казанский,
В. В. Гущина.
С 1945 года
реставрацию произведений скульптуры и прикладного
искусства выполняли всего два сотрудника -
И. М. Дубовик и
С. Т. Кирсанова.
Лишь к 1970 году появилась возможность вновь разделить отдел реставрации на
специализированные подразделения. С этого момента группа реставраторов скульптуры
работала в составе сектора реставрации прикладного искусства. Сотрудниками
группы выполнялись сложные и ответственные работы. Так,
Ю.И. Мышинский
выполнил реставрацию гипсового оригинала головы Петра I работы Мари-Анн Колло
и фигуры „Освобожденный труд" С.Т. Коненкова. Реставраторы Н.Д. Полумискова, Б.П. Топоркова и
Е. Ф. Чеботкевич
- реставрацию гипсового оригинала модели скульптурной группы «Нимфы,
поддерживающие
небесную» работы Ф.Ф. Щедрина с фасада Адмиралтейства и многие другие
работы.
В 1990
году созданный сектор реставрации каменной и гипсовой скульптуры
возглавила Б.П. Топоркова. С момента своего создания сектор выполнял
многочисленные и разнообразные функции. Помимо реставрации памятников,
приведения их в экспозиционное состояние, в секторе проводится
профилактическая работа с экспонатами,
осмотры состояния сохранности экспонатов отправляемых на выставки.
|
Медальон скульптора
И.Ф. Шафовского
до и после реставрации.
Реставратор -
Олег Иванов. |
|
Сотрудники сектора принимали участие в
подготовке многих музейных выставок: «Детский портрет»
(1990);
«Модерн» (1992); «Русский парадный портрет»
(1992); «Агитация за
счастье» (1994); «Русский музей в Бонне»
(1995); «Музеи Санкт-Петербурга»
(Япония, Отару. 1995) и многих других.
Реставраторы
применяют в работе как традиционные, так и новейшие методы, разработанные
отечественными и зарубежными специалистами. В настоящее время проблемы,
связанные с реставрацией и консервацией памятников из камня и гипса, все еще
далеки от окончательного решения. В арсенале специалистов появились новые
средства, более эффективные и безопасные. Так, промывка мраморной скульптуры,
прежде проводившаяся детским мылом, теперь осуществляется с помощью лаурилсульфоната натрия, кальциевые соли которого растворимы в воде.
Появился и ряд новых клеев для камня и гипса, обладающих достаточной
прочностью, высокой степенью химической стойкости и обратимости.
Используются новые доделочные массы для скульптуры из различных материалов.
Диапазон видов работ, выполняемых сотрудниками сектора, достаточно широк.
Скульптура подвергается очистке различными методами в зависимости от
материала памятника, степени и характера загрязнений. Производится склейка
отбитых фрагментов, мастиковка швов и трещин, восполнение утрат методом
инерции различными доделочными массами, реконструкция утраченных фрагментов
по имеющимся фотодокументам. Мастиковки и восполнения тонируются. Для
реставрационных склеек, мастиковок и тонировок используются обратимые
материалы, тонировки несколько отличаются от цвета подлинника. Многочисленные проблемы возникают при реставрации крашеной,
патинированной и тонированной гипсовой скульптуры. Такого рода покрытия
часто нуждаются в укреплении, тонировании утраченных участков. Известную
сложность представляет и расчистка некоторых видов покрытий. Важной задачей является устранение подвижности на каркасах частей
гипсовой скульптуры. Подобные дефекты возникают в результате механических
повреждений или технологических просчетов при изготовлении скульптуры.
Поскольку данные дефекты способствуют дальнейшему разрушению скульптуры,
принимаются меры по их устранению, вплоть до введения дополнительных
каркасов.
|
Ведущий реставратор
Олег Иванов за
работой по восполнению утрат на мраморном бюсте "Александр
Македонский" неизвестного итальянского скульптора XVIII века
из коллекции Летнего сада.
2006 г.
|
|
Сотрудники сектора реставрируют и скульптуру из различных керамических масс:
терракоты, бисквита, майолики и других. Такие работы выполняются согласно
рекомендациям сектора реставрации прикладного искусства. Так,
Б.П. Топорковой и
А.Н. Зайнчковским были отреставрированы два рельефа Ж.-Д.
Ращетта, выполненные из мягкой бисквитной массы. К выставке М. М.
Антокольского был отреставрирован находящийся в угрожающем состоянии
майоликовый горельеф «Ярослав Мудрый». В секторе
выполняются также копийные и модельные работы, высокие по сложности и
качеству исполнения. Так, для выставки «Агитация за счастье», проводившейся
в Германии в 1994 году,
М.А. Галимовым и
А.А. Павлюченко была выполнена
гипсовая копия фигуры «Освобожденный труд» С. Т. Коненкова. Ими же были
изготовлены гипсовые модели с фигур «Геракл» и «Флора» (музей-заповедник
города Пушкина) для отливки в бронзе и установки перед фасадом Михайловского
замка.
В 2004 году
Летний сад вместе с уникальной коллекцией мраморной скульптуры XVIII
века
вошел в состав Русского музея. С самого первого дня перед реставраторами
скульптуры была поставлена задача исследовать состояние
сохранности всех произведений и выработать
необходимые методы её консервации и реставрации.
23
декабря 2004 года состоялся исторический по важности Реставрационный Совет Государственного
Русского музея с участием ответственных представителей Комитета по государственному
контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП) на
котором был утвержден I-ый этап (2005-2008
гг.) комплексной Программы
реставрации мраморных скульптур Летнего сада.
Утверждены методики реставрации, план работ и определены приоритеты.
С 2005 по 2008 годы
были полностью отреставрированы 17 мраморных скульптур с
постаментами из коллекции Летнего сада, находившихся в самом плохом
состоянии.
В 2009 году под контролем Реставрационного совета Русского музея начался
второй этап реставрации скульптур Летнего
сада.
|
Так
выглядела в Летнем саду скульптурная группа "Похищение
сабинянки" в 2004 году (слева)
и в 2011 году (справа) |
|
Работы выполнялись в соответствии с государственным
контрактом специалистами компании ООО "Профиль". За неполные три года вся оригинальная мраморная
скульптура и пьедесталы были полностью отреставрированы
(в общей сложности - это более 200 скульптурных объектов, из
которых 91 - мраморная скульптура) и, после этого перемещены в залы
Инженерного (Михайловского) замка
Русского музея на постоянное музейное хранение.
Гранитные пьедесталы после реставрации были возвращены в
Летний сад и установлены на свои исторические места.
После завершения реставрации со всех оригинальных мраморных
скульптур (за исключением двух экспонатов - скульптурной
группы «Мир и Победа» (Ништадский мир) и гермы "Вакх")
были сняты силиконовые формы и
изготовлены точные копии
из искусственного мрамора (натуральной мраморной крошки
различной фракции и полимерного связующего), которые
были установлены к ноябрю 2011 года в Летнем саду. В
общей сложности были изготовлены 90 копий скульптур
(статуи, бюсты, скульптурные группы) и 152 пьедестала и
подставки под бюсты.
Эта поистине титаническая, не
имеющая аналогов работа была высоко оценена культурной и
научной общественностью.
В 2015 году заведующий мастерской
реставрации Павел Лазарев и художник-реставратор Михаил
Галимов за большие заслуги в деле сохранения культурного
наследия России были удостоены ведомственных наград -
"Благодарность Министра культуры Российской Федерации".
Дополнительно по теме: