До 1960-х
годов реставрация произведений, имеющих резную
деревянную основу, проводилась в Русском музее эпизодически, несмотря на то, что
состояние сохранности значительной части
памятников из музейного собрания, было весьма проблемным.
Прежде всего это
касалось древнерусской деревянной скульптуры, исполненной традиционно -
резная деревянная основа, частичная или сплошная паволока, грунт (левкас),
роспись (темпера), золочение или серебрение.
Состояние этой группы памятников,
к сожалению, было
предопределено еще указами
Священного Синода Русской православной церкви (1722, 1727, 1832, 1835 гг.),
направленными против объемных
изображений святых. В Русском музее реставрацию памятников древнерусской
полихромной скульптуры и иконописных изображений в киотцах Царских
врат традиционно проводили реставраторы темперной живописи. К сожалению, это
происходило эпизодически и выборочно.
В 1950-х годах на волне
интенсивной экспедиционной деятельности музея по спасению многочисленных
памятников древнерусского искусства, находившихся после войны 1941-1945
годов в разрушенных и заброшенных церквях и соборах северных областей
России, коллекции стали стремительно пополняться новыми экспонатами. Их
сохранность, как правило, была весьма неудовлетворительная. Работы экстренно
нуждались в срочной консервации и реставрации. Этому в немалой степени
способствовало решение об организации в 1961 году специального Сектора реставрации
деревянной скульптуры, в состав которого вошли
три подразделения - мастерская реставрации деревянной
полихромной скульптуры, мастерская реставрации декоративной золоченой резьбы и
мастерская реставрации мебели.
Возглавила
созданный сектор
И.М. Дубовик, выпускница Ленинградского
художественно-промышленного училища, одна из
ведущих реставраторов Русского музея, участница многочисленных экспедиций
в районы Севера и Поволжья, во время которых было спасено большое количество
произведений русской деревянной
полихромной скульптуры и декоративной резьбы. Под ее руководством постигали
тайны мастерства многие молодые реставраторы, ставшие в будущем признанными
мастерами - Ю.М. Чумандрин,
Л.Н. Прохорова,
Г.А. Преображенская,
Л.Г. Лапина,
М.Д. Урюпина
и другие.
|
Ведущий
реставратор
Жанна Максименко за реставрацией резной иконы
XVIII века. 2010 г. |
|
Историю
развития сектора, с точки зрения практической
работы, в действительности непрерывную, можно
условно разделить на несколько этапов. Первый,
всецело связан с консервацией значительного
количества памятников, состояние сохранности
которых определялись крайне тяжелым и требовало
принятия срочных мер. Это этап становления.
Именно на этом этапе, прежде всего,
отрабатываются методики укрепления грунта с
красочным слоем и позолотой, первоначально
базирующиеся на опыте реставраторов темперной
живописи, имеющих давние традиции,
приспосабливаются к новым условиям работы на
сложной, объемной форме. Это сложный этап,
совпавший по времени с подлинным интересом к
научной реставрации, время активного
формирования ее принципов, с интересом к
искусственным материалам, заданные свойства
которых хотелось использовать в реставрационной
практике.
На этом
этапе устанавливаются рабочие контакты с
сотрудниками Эрмитажа, ГЦХРМ и ВНИИР, с
сотрудниками химических лабораторий. Ведется
поиск новых материалов для укрепления
разрушающихся деревянных основ и левкасов с
позолотой. Испытываются растворы
полибутилметакрилата (ПБМ) в ксилоле, поливиниловый
смолы в спирте, воско-смоляные мастики, дисперсии
ПВА. Результаты испытания дисперсии ПВА,
полученные при ее применении в практической
работе обсуждаются с сотрудниками ВНИИР и ГЦХРМ.
Испытываются и внедряются в практику методики
укрепления разрушающихся левкасов с позолотой
на основе дисперсии ПВА и сополимеров
винилацетата СВЭД и ВА2ЭГА, разработанных
сотрудниками химической лаборатории ВНИИР.
Необходимость
поиска новых материалов и методик консервации
деревянной скульптуры диктовалась плохой
сохранностью отдельных деревянных скульптур,
выполненных в начале века, в 1920-1930-е годы и
современных. Поспешное использование
скульпторами "сырых", должным образом
неподготовленных материалов плачевно, (в
кратчайшие сроки) сказалось на сохранности их
произведений, нередко приводило к тому, что уже
сам скульптор вынужден был заделывать
образовавшиеся в процессе работы многочисленные
трещины разного рода вставками, иногда применяя
для этого не согласующиеся с деревом материалы
(например, цемент использован скульптором
Суворовым для заделки трещин в ряде скульптур).
Они, как правило, разрушаясь сами, способствуют
дальнейшему расширению трещин и образованию
новых. Первому
этапу подводит итог многолетняя кропотливая
работа реставраторов сектора по консервации
памятников с многочисленными повреждениями:
деревянной основы, паволоки, левкаса, красочного
слоя, позолоты.
Как уже
упоминалось, указы Священного Синода русской православной церкви 1722, 1727, 1832 и 1835 гг., направленные
против объемных изображений прямо
способствовали плохой сохранности
древнерусской полихромной скульптуры, хранимой
после выхода указов в мало подходящих условиях.
Как результат подобного хранения - всякого рода
утраты и последующие поновления, когда скульптура вновь возвращается в храмы.
Опираясь на эти и другие известные источники сотрудниками сектора и отдела
технологических исследований Русского музея проводится
комплексное исследование ряда древнерусских
скульптур с целью выяснения сохранности
первоначального облика.
Совершенствуется
методика раскрытия памятников древнерусского
искусства. Утверждается метод расчистки от
поздних поновлений "всухую", при котором
красочный слой поновлений слегка увлажняется
скипидаром и срезается микроскальпелем. Работа
ведется только под микроскопом. Процесс
расчистки замедляется, но компенсируется
высокой степенью сохранности раскрываемого
первоначального облика.
Наиболее
интересная реставрационная работа последнего времени -
комплексная реставрация
шедевра древнерусского искусства - деревянного Амвона 1533 года
из собора Святой Софии (Софийского собора) Великого Новгорода.
Дополнительно по теме:
|