Санкт-Петербург, 2006
Из опыта реставрации скульптуры Летнего
сада.*
Лазарев Павел Алексеевич
Заведующий
сектором реставрации гипсовой
и каменной скульптуры Государственного
Русского музея
|
Статуя
«Минерва» на аллеях Летнего сада
в 2005 г. (слева) и в 2012 г. |
|
В 2004 году, после
включения Летнего сада в структуру Государственного Русского музея, началась
поэтапная реставрация первой российской коллекции западно-европейской
скульптуры. История многих экспонатов из собрания
скульптуры Летнего Сада восходит
к императору Петру I. Самые ранние памятники датируются 90-ми годами XVII
века. Среди них такие скульптуры как «Минерва»,
«Нимфа Летнего сада», «Церера», авторство которых приписывается фламандскому
скульптору Томасу Квеллинусу (1661-1709). Статуям венецианских мастеров чуть
менее 300 лет. Это большой срок для экстерьерной скульптуры, тем более для
той, что находится в суровых условиях переменчивого петербургского климата.
За три века
существования Летнего сада, безусловно, изменился облик самих скульптур:
авторская моделировка поверхности на некоторых памятниках утрачена почти
полностью, вместо отдельных оригинальных фрагментов появились
реставрационные восполнения. В настоящее время в Летнем саду не найдется ни
одной мраморной статуи или бюста, которые не имели бы повреждений или следов
реставрационных вмешательств. Расположение такого ансамбля в центре города,
общедоступность сада увеличивают вероятность повреждения хрупкой мраморной
скульптуры по неосторожности посетителей или в результате целенаправленных
вандальных действий.
Характер воздействия
различных факторов на мраморную садово-парковую скульптуру можно
проиллюстрировать на примере четырех памятников из коллекции Летнего сада,
которые поступили на реставрацию в 2005 году.
Традиционно работа с экстерьерной скульптурой делится на несколько этапов:
1. Исследование и документация состояния сохранности памятника. Поиск
архивных документов по истории создания и бытования произведения искусства.
Изучение сведений о предыдущих реставрациях. Поиск аналогий для восполнения
утраченных фрагментов.
2. Расчистка поверхности от биопоражения и стойких загрязнений, удаление
старых защитных покрытий и мастиковок, утративших свои декоративные качества,
удаление непригодной для дальнейшего использования ржавой металлической
арматуры.
3. Структурное укрепление камня, инъектирование трещин заполняющими
составами
4.
Моделирование утраченных фрагментов в пластилине, изготовление этих деталей
из искусственного камня и монтаж их на скульптуре; восполнение мелких утрат
на поверхности памятника доделочной массой.
5. Биоцидная обработка поверхности и нанесение защитно-декоративного
покрытия.
На
некоторых из этих этапов работ остановимся подробнее:
Первыми
на реставрацию поступили статуи «Минерва»
и «Юность». Среди скульптур Летнего сада эти два
памятника требовали к себе особо пристального внимания. Произведение
фламандского скульптора Т.Квеллинуса «Минерва»
по праву считается одной из лучших скульптур в коллекции Летнего сада.
Скудные архивные данные свидетельствуют о том, что в течение только XX
столетия скульптура шесть раз подвергалась реставрации: восполнялась кисть
левой руки, держащая копье, пальцы правой руки, фрагменты шлема и складок
одежды. Копье также представляло собой реставрационное восполнение,
относящееся, скорее всего, к первой трети XX века.
Последнее серьезное повреждение статуя получила в 2003 году, когда два
вандала вырвали у «Минервы» копье.
В результате этого были повреждены пальцы левой руки, фрагмент плинта,
расколото навершие копья. В таком виде скульптура поступила на реставрацию. Удаление загрязнений осложнялось состоянием поверхности памятника:
значительная деструкция мрамора, на отдельных участках - каверны и сеть
мелких трещин, удерживающих загрязнение в верхнем слое камня. Для удаления
очагов биопоражения с поверхности скульптуры использовались компрессы на
основе каолина и перикиси водорода. Расчистка поверхности от стойких
сажепылевых загрязнений и старых защитных покрытий проводилась путем
промывки неионогенными поверхностно-активными веществами (ПАВ) и
композициями различных растворителей (спирт, ацетон, уайт-спирит, толуол и
др.), компрессами на основе натриевой соли карбоксиметилцеллюлозы (Na-КМЦ) с
различными активными реагентами. На определенном этапе работ пришлось
прекратить расчистку во избежание нанесения ущерба и без того ослабленной
поверхности статуи. Однако, в дальнейшем для решения этой проблемы может
быть весьма эффективным применение реставрационного лазера.
Особое
внимание в работах по реставрации статуи «Минерва»
было уделено такой важной композиционной детали как копье, которое автор
вложил в левую руку непобедимой воительницы. При первом взгляде на статую
привлекает внимание необычная трактовка образа грозной богини: склоненная
голова, полуприкрытые веки, состояние задумчивости или печали. Благодаря
исследованиям доктора искусствоведения, ведущего научного сотрудника
Государственного Эрмитажа С.О.Андросова, стало известно, что подобная статуя
«Минерва» Томаса Квеллинуса
находится в соборе г. Орхус (Дания). «Минерва»
из Орхуса, отличающаяся от скульптуры Летнего сада только в деталях,
включена автором в композицию надгробия Софии Елизаветы Каризиус и двух ее
мужей. Мемориальная тематика памятника проясняет причину возникновения
столь необычной композиции.
В
работе мы использовали уникальную возможность привлечь в качестве косвенной
аналогии для восполнения утрат очень близкую по композиции скульптуру того
же автора. На основании изображения «Минервы»
из Орхуса, любезно предоставленного С.О.Андросовым, реставрационное
восполнение копья в руке Минервы с навершием в виде декоративно
выполненного бутона растения было заменено на более тонкое древко с изящным
остроконечным завершением. К тому же последний вариант копья, изготовленный
из титановой трубы диаметром 22 мм, оказался в несколько раз легче
предыдущего, что значительно ослабило нагрузку, которая приходится на кисть
и предплечье левой руки.
В связи
с отсутствием изобразительных материалов, передающих первоначальный вид
статуи из Летнего сада, Реставрационный совет утвердил вариант положения
копья в соответствии с имеющейся аналогией. Во время
демонтажа поврежденного восполнения кисти левой руки под обширной цементной
мастиковкой были обнаружены оригинальные часть запястья и фрагмент складок
по краю рукава. Следы грубой обработки режущим инструментом и отверстия для
арматуры на раскрытом участке свидетельствуют о том, что к этому наиболее
травматичному фрагменту скульптуры неоднократно прикасалась рука
реставратора.
В
результате многолетней коррозии металлической арматуры в предплечье левой
руки образовались трещины. Ослабленный участок предплечья был укреплен,
трещины закрыты доделочной массой на основе клея «Paraloid B-72» и мраморной
крошки. Новая арматура из нержавеющей стали зафиксирована в прочном
неповрежденном участке предплечья на известковую композицию, которая в
отличие от силовых полимерных клеев по составу и свойствам ближе к мрамору.
Состояние сохранности мраморного реставрационного восполнения кисти левой
руки со следами склейки эпоксидной смолой и сильной деструкции поверхности
было признано неудовлетворительным. Кисть левой руки была промоделирована
заново с учетом имеющихся изобразительных материалов и изготовлена из
доделочной массы, имитирующей натуральный камень.
Мраморные реставрационные доделки носа и губ, которые с течением времени
утратили первоначальную морфологию поверхности, заменены на новые
восполнения из искусственного камня, выполненные в соответствии с авторской
пластикой.
Таким
образом, в результате реставрационных работ удалось не только ликвидировать
аварийную ситуацию в области предплечья левой руки, но и раскрыть фрагмент
авторской поверхности, реконструировать положение кисти руки наиболее близко
к авторскому замыслу и даже, используя аналогичный памятник того же автора,
несколько видоизменить привычную для многих петербуржцев композицию
скульптуры. Учитывая художественную ценность
памятника и его состояние, Реставрационный совет принял решение оставить
этот экспонат в интерьере Михайловского замка и рассмотреть вопрос об
изготовлении копии «Минервы» для Летнего сада.
|
Очистка поверхности мрамора от стойких
поверхностных загрязнений на скульптуре "Юность" из коллекции
Летнего сада. 2005
г. |
|
Не менее
интересна судьба скульптуры «Юность»,
датируемой 1722 годом. Несмотря на то, что статуя в течение XX века семь раз
подвергалась реставрации, за свою трехвековую историю она почти не
пострадала. Однако в 2001 году во время урагана памятник оказался поврежден
упавшим деревом, в результате чего предплечье левой руки и бубен вместе с
пальцами правой руки были расколоты на 28 фрагментов разной величины.
Помимо расчистки
поверхности от биопоражения и стойких загрязнений, укрепления трещиноватых,
деструктированных участков поверхности и восполнения мелких утрат, главная и
сложнейшая задача заключалась в монтаже всех уцелевших фрагментов. Следует
заметить, что толщина бубна в самой тонкой его части составляла всего 4 мм,
что требовало очень точного совмещения всех частей и дополнительной фиксации
их между собой для транспортировки и дальнейшего экспонирования в Летнем
саду. В первую очередь все фрагменты бубна и кисть левой руки были
выставлены на гипсовой подложке, что позволило состыковать и зафиксировать
их в необходимом положении. После этого монтажные швы инъектировались
раствором обратимого клея «Paroloid B-72» в толуоле различной концентрации (от
5 – 30 %). Мелкие утраты восполнялись доделочной массой на основе 30-%
раствора того же клея в ацетоне и мраморной крошки. Для дополнительной
фиксации смежные фрагменты бубна скреплялись скобами, изготовленными из
прутка нержавеющей стали диаметром 3 мм.
После
сборки всех мелких фрагментов был осуществлен монтаж предплечья, а затем и
кисти левой руки с бубном на эпоксидный клей с использованием арматуры из
нержавеющей стали. Первые испытания – транспортировка статуи в Летний сад и
установка на постаменте – прошли успешно.
Реставрация еще двух памятников проводилась летом – осенью 2005 года на
месте, в Летнем саду. В результате сильнейшей деструкции мрамора
скульптурная группа «Похищение сабинянки» неизвестного автора XVIII века
практически полностью утратила оригинальную обработку поверхности. Такие
детали как пальцы рук у мужской фигуры, веки и губы у женской фигуры,
находились в полуразрушенном состоянии. Кисть левой руки сабинянки была
полностью утрачена, а имеющееся в фонде реставрационное восполнение этого
фрагмента из мрамора не соответствовало по своим пропорциям и пластическому
решению памятнику. Левая рука сабинянки повреждалась неоднократно – разбитое
на куски предплечье, следы коррозии и цемента свидетельствуют об этом. К
сожалению, не удалось обнаружить архивных фотографий с изображением
скульптурной группы в неповрежденном состоянии. Поэтому для восполнения
этого фрагмента пришлось опираться на косвенную аналогию – знаменитую группу
итальянского скульптора Джамболоньи «Похищение сабинянок» (1583 г.).
Степень
деструкции поверхности скульптуры «Аполлон» в целом значительно меньше, чем
у скульптурной группы «Похищение сабинянки». Однако, на голове, плечах и на
выставленной вперед левой руке отмечалось локальное расслоение мрамора, как
следствие разрушения различных по твердости слоев камня, а также утраты
материала в виде каверн глубиной до 2 мм. Так как биопоражение
распространялось по ослабленным слоям и пустотам, приходилось инъектировать
эти участки перекисью водорода, а затем, после просушки, укреплять клеем «Paroloid
– B-72» различной концентрации (от 5 – 20%) с последующим заполнением каверн
доделочной массой.
Восполнение утраченных фрагментов (носа и всех пальцев правой руки)
проводилось на основе изучения фотоматериалов, изображающих знаменитую
статую из Ватикана, русской графики XIX века и гипсовых копий, хранящихся в
Академии Художеств (НИМАХ). По утвержденным Реставрационным советом моделям,
эти фрагменты были изготовлены из искусственного мрамора. Монтаж
реставрационных восполнений пальцев правой руки был осуществлен на
эпоксидный клей и алюминиевую проволоку диаметром 3 мм. Предварительно
поверхность камня по месту склейки защищалась обратимым клеем «Paroloid –
B-72», использование которого облегчит демонтаж доделок в случае
необходимости. По нашему мнению использование мягкой арматуры в сочетании с
силовым клеем позволит избежать сколов и трещин на оригинальном камне в
случае вандального повреждения реставрационных доделок.
В
результате проведенных работ четыре скульптуры из коллекции Летнего сада
приведены в экспозиционное состояние: удалены загрязнения и очаги
биопоражения, восполнены утраты, укреплены участки поверхности с деструкцией
камня, все статуи, кроме «Минервы», защищены от агрессивного воздействия
микроорганизмов и покрыты синтетическим воском для придания поверхности
гидрофобных свойств.
Проведенные реставрационно-консервационных мероприятия еще раз подтвердили
необходимость тесного сотрудничества реставраторов с
искусствоведами-исследователями и химиками-технологами, поскольку только
научный подход в области реставрации может обеспечить бережное отношение к
памятнику как свидетелю прошедших исторических эпох.
*(Из
доклада на научно-практическом семинаре
"Нерадовские чтения",
Санкт-Петербург, 2006 г. )