К сожалению, мы
вынуждены не согласиться с этим выводом
ГТГ о некой «второй, более поздней реставрации
<…> изменяющей авторский замысел».
1). Дело в том, что
все тонировки были
сделаны во время единственной реставрации
этого рисунка в период с 11.06.1984 по
17.12.1984 г в мастерской реставрации графики Русского музея, которую
выполняла реставратор графики
Е.И. Шашкова. Каких-либо иных тонировок на
указанном произведении позднее никогда не выполнялось.
Непонятно, на каком основании были сделаны выводы о
разновременности тонировок. В представленном экспертном заключении не
приводится какая-либо аргументация версии о «второй -
более поздней» реставрации кроме вывода, заключающегося в одном
предложении в конце следующих двух абзацев, которое мы специально подчернули:
"При исследовании произведения выявлены обширные зоны
вмешательства в первоначальную авторскую живопись. Помимо подклееных при
реставрации и тонированных разрывов и утрат вдоль краев композиции
(зафиксированных в реставрационном паспорте, предоставленном
Государственным Русским музеем) произведение активно прописано поверх
первоначального слоя - наиболее активные переделки отмечены в правой
части. Зоны позднего вмешательства в первоначальный авторский слой
убедительно выявляются в UV лучах (Приложение
No. 3).
Поздние вмешательства делятся на две группы. Первая –
реставрация разрывов и утрат по краям листа, сделанная на высоком
профессиональном уровне (отраженная в реставрационном паспорте,
представленном Государственным Русским музеем). Второе – интенсивная,
запись белилами и белилосодержащими красками в правой половине
композиции, по верхнему краю и фрагментарно – в левой части.
Первоначально эта запись рассматривалась нами как авторская переработка
– настолько сильно и активно она изменяет первоначальный авторский
замысел. Запись исполнена материалами схожими с авторской живописью по
составу (цинковыми белилами или смесями на их основе). Однако свечение в
UV
и исследование при макроувеличении отчетливо определяет этот слой как
инородный. Поскольку это свечение совпадает со свечением
реставрационных тонировок, а в некоторых случаях этот слой проложен
поверх реставрированных прорывов – приходится признать, что данный слой
– результат последней реставрации.» (Выделено и
подчеркнуто Русским музеем) (стр. 5)
То есть резюмируя вывод экспертов:
Есть две группы тонировок. Группа
No.1 -
профессиональная на месте прорывов, группа No.2 – интенсивная запись
белилами. Так как свечение тонировок группы No.2
в свете ультрафиолетового излучения такое же как свечение
тонировок группы No.1 – из этого делается
неожиданный вывод
- группа No.2 сделана во время последней реставрации.
Или ещё проще -
Так как все тонировки светятся одинаковым свечением,
тонировки из группы No.2 сделаны во время второй реставрации.
К сожалению, такая алогичная аргументация экспертов не выдерживает
критики. Всё-таки, каким образом они смогли определить, что тонировки
сделаны в разное время? Насколько нам известно, в настоящее время не
существует научного метода, который позволил бы точно разграничить во
времени нанесение тонировок гуашью или темперой на картоне, в течении
такого короткого временного отрезка (с 1984 года - по настоящее время).
Во всяком случае эксперты не сослались на использованный ими метод или
наличие такого метода.
Реставратор Е.И. Шашкова, которая выполняла реставрационные работы в 1984
году подтверждает, что все тонировки, которые определяются в свете видимой
люминесценции под воздействием УФ-излучения как «реставрационные тонировки»
были сделаны ею во время реставрации 1984 года.
2). К сожалению, мы не можем
также согласиться и с
утверждением ГТГ о тонировках (записях) «активно
изменяющих первоначальный авторский замысел» по следующим
причинам - при исследовании под
микроскопом участков, на которые были нанесены тонировки, мы обнаружили,
что они (тонировки) были выполнены на местах значительных потертостей
и утрат красочного слоя и нигде не выходят за границы мазков или форм авторской
живописи. А цвета тонировок соответствуют цветам рядом расположенной
авторской живописи (в основном это цинковые белила). Единственное место на произведении, где
реставратором была выполнена небольшая реконструкция – верхний край.
Ширина участка – около 2 см. Реконструкция была сделана на основании
фрагментарно сохранившихся участков авторской живописи. Это
подтверждается как микроисследованием под микроскопом, так и
исследованиями поверхности в свете видимой люминесценцией под
воздействием УФ-излучения.
Мы согласны, что объем реставрационного вмешательства, в том, что касается
отдельных участков тонировок, сделанных более 30-ти лет назад, выглядит
в ряде случаев чрезмерным. И вероятно, мог бы быть выполнен более деликатным
методом. Однако, как бы то ни было, эти тонировки и незначительная
реконструкция вдоль
верхнего края никаким
образом не могут быть
определены как запись, «интенсивная,
сильно и активно изменяющая первоначальный авторский замысел», тем более,
что именно в этих местах "авторский замысел" не сохранился.
Еще раз подчеркнём, что в соответствии с методикой музейной реставрации
произведений изобразительного искусства, и в 1984 году и сейчас в
работе используются только полностью обратимые реставрационные материалы. И
как бы итоги реставрации не оценивались сейчас, спустя более 30-ти лет, ее результаты могут быть
корректированы в любой момент, если Атрибуционный совет
Русского музея примет такое решение.