|
Подготовка
экспозиционных залов к открытию после реэвакуации экспонатов из
Москвы.
На заднем
плане - картина К.П. Брюллова в авторской раме. 1922 |
|
|
Немного истории.
Картина «Смерть
Инессы де Кастро»
была написана К.П.
Брюлловым в 1834 году в Милане, по свидетельству современников, за 17 дней.
Рама датируется 1840-ми годами. Вероятно она была
исполнена русскими мастерами в Петербурге.
Надо отметить, что исторические резные рамы такого размера и качества исполнения в
российских музейных и частных собраниях чрезвычайно редки. В этой раме
в 1897 году
картина поступила
из Императорской Академии
Художеств в Русский музей (До 1867 года
она находилась в собрании архитектора П. Карлони в
Санкт-Петербурге, а до этого - в собрании князя Л.С. Голицына).
В этой же раме картина экспонировалась в залах
Русского музея со дня его открытия в 1898 году до начала Великой Отечественной войны.
В
июне 1941 года во время срочной эвакуации музейных ценностей
из Ленинграда, картина была демонтирована из
авторской рамы, упакована и отправлена первым эшелоном в тыл вместе с другими
шедеврами Русского музея.
А рама осталась на всё время
ленинградской блокады в музее. После возвращения из эвакуации, вероятно в связи с неудовлетворительным состоянием
сохранности рамы, находившейся более двух лет в не отапливаемом здании, было принято решение выставить живописное полотно в другом
обрамлении. А оригинальная рама была отправлена в запасники, где и
находилась до настоящего времени.
Начало реставрации.
На заседании Реставрационной комиссии Русского
музея, состоявшей в середине марта 2019 года, было принято историческое решение о
полномасштабной реставрации этой рамы, чтобы сделать возможным экспонирование
шедевра Карла Брюллова в его историческом виде.
Учитывая значительные
размеры объекта (общая площадь «развернутой поверхности» резьбы составляет без
малого 11,2 м²), его уникальность и сложность поставленных задач, работу выполняют семь
реставраторов, представляющих три подразделения Службы реставрации музейных
ценностей Русского музея -
Ирина Веснина,
Марина Илюхина,
Татьяна Маслова
и
Мелхола Козлова
(Отдел реставрации золоченой резьбы),
Юрий Макаров
и Александр
Деревенсков (Отдел реставрации фанерованной мебели)
и
Виталий Копяков
(Отдел реставрации резных икон и деревянной скульптуры).
Руководитель проекта -
реставратор высшей категории, заведующая отделом реставрации золоченой резьбы
Ирина Веснина.
По результатам предварительного
визуального исследования состояния сохранности можно сделать первые выводы:
Большеформатная золоченая рама с объемным
сложнорельефным резным декором находится, к сожалению, практически в аварийном состоянии
сохранности. Ранее она была разобрана на 4 отдельных фрагмента (листеля). Вся
поверхность золоченой резьбы - под плотным слоем разнохарактерных загрязнений.
Повсеместно прослеживаются участки с утратами и очаговыми отслоениями золоченого
грунта, на самых проблемных установлены профилактические заклейки. В объеме
деревянной основы имеются многочисленные трещины. Из за этого часть
элементов резного декора подвижна. Некоторые фрагменты находятся в свободном состоянии.
Значительное количество элементов утрачено. Наиболее поврежденной
оказалась правая сторона рамы, где в нижней трети отсутствует практически
половина резьбы.
Работы предполагается начать как раз с этой
самой сложной по объему и количеству реставрационных мероприятий части. Для
начала будут проведены химико-биологические исследования для определения состава
грунта и поверхностного покрытия, на небольших участках будет отработана
методика укрепления грунта. Далее планируется удаление профилактических заклеек
и укрепление очаговых отслоений грунта. После чего необходимо выполнить
консервацию деревянной основы: подклеить подвижные отщепы, монтировать по месту
разрозненные и подвижные фрагменты резьбы; заполнить зазоры и трещины. Затем
можно приступать к удалению разнохарактерных загрязнений с поверхности.
Следующим этапом реставрационных мероприятий
станет восполнение утрат. Работы по подведению, наращиванию и выравниванию
утраченного золоченого грунта будут выполняться параллельно с восполнением
резного декора. Утраченные элементы декора будут восстановлены по сохранившимся
аналогиям с соблюдением авторских технологий: вырезаны из дерева, загрунтованы,
с последующим нанесением цировок, и позолочены. При отсутствии аналогов,
утраченные элементы планируется смоделировать по историческим фотографиям.
Подобным образом будут отреставрированы все части рамы и собраны вместе.
15 апреля 2019 года
PS: Реставрация рамы осуществляется благодаря
инициативе супругов Дмитрия
и Татьяны Удрас и финансовой
поддержке Группы компаний «Ростсельмаш».
Дополнительно по теме:
Дедюхина В.С.,
Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М.,
1979
Дедюхина
В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в
интерьерах. М., 1976
Федосеева Т.С., Малачевская
Т.Л. Синтетические реставрационные
материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и
области применения
Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные
материалы. Химическое строение, свойства и
области применения
|