Служба реставрации музейных ценностей Русского музея

Реставрация | Отделы | Исследования | История | Контакты | Видео | English

Реставрация рамы для картины Карла Брюллова "Мужская голова"

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

В процессе довыборки стойких поверхностных загрязнений.  Ведущий художник-реставратор картинных рам высшей категории - Марина Демченко. 2020

Картина Карла Брюллова "Мужская голова"  (Ж-3346) поступила в Русский музей в 1897 году в своей оригинальной раме (No. 688) из Александровского дворца Царского Села. Ранее находилась в собрании В.А. Кокорева в Москве и была выкуплена императором Александром III.

Последние работы по реставрации картинных рам:

  Реставрация рамы для картины О.А. Кипренского "Портрет скульптора Б. Торвальдсена"...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Мужская голова"...>

 Реставрация рамы для картины О.А. Кипренского "Портрет А.К. Швальбе"...>

 Реставрация рамы для картины Т. Неффа "Портрет Марии Николаевны и Ольги Николаевны", 1883...>

  Реставрация рамы для картины К.П. Брюллова "Смерть Инессы де Кастро"...>

 

 Отдел реставрации картинных рам...>

Лучшие работы Службы реставрации:

 2020...>          2016...>       
 2019...>         2015...>
 2018...>         2014...>
 2017...>         2013...>

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

Общий вид до реставрации. 2019

В мае 2019 года рама от портрета в связи с неудовлетворительным состоянием сохранности  поступила в Службу реставрации музейных ценностей из Отдела исторического музейного оборудования и картинных рам Русского музея.

На ней имелись значительные утраты накладного декора. Отчасти, причина этого заключалась в том, что угловые композиции сильно выступали за пределы деревянной основы. Один фрагмент мастичного декора находился в свободном состоянии,  связь остальной лепки с основой была повсеместно нарушена.

На основании визуальных исследований было понятно, что рама ранее уже подвергалась реставрации. Об этом свидетельствовала некачественно восполненная утрата фрагмента нижнего правого угла и грубо выполненные тонировки,  перекрывающие не только восполненный фрагмент лепки, но и  довольно обширные участки позолоты. Тонировки были выполнены бронзовым порошком на спиртовом и красном лаке.

На раме также имелись множественные отслоения левкаса от деревянной основы, поверхность позолоты была загрязнена плотным слоем спрессовавшейся пыли и атмосферной копоти.

На заседании Реставрационной комиссии Русского музея, состоявшегося 21 мая 2019 года, было решено поручить эту сложную работу ведущему художнику-реставратору высшей категории Отдела реставрации картинных рам Марине Демченко.

На начальном этапе было выполнено укрепление левкаса и мастичного декора с начальным удалением поверхностных загрязнений. Укрепление велось последовательно, небольшими участками.  В процессе укрепления был установлен на место фрагмент лепки, находившийся в свободном состоянии.

К сожалению, на раме не сохранилось ни одного целого угла, поэтому для первоочередного восстановления был выбран тот угол, воспроизвести который можно было по сохранившимся фрагментам. Для этого с сохранившихся аналогичных фрагментов были сняты силиконовые формы и методом обратного оттиска получены недостающие элементы. После этого реставрационные фрагменты были установлены по месту и обработаны по форме.

После восстановления угла было выполнено удаление загрязнений поновительской бронзы и красного лака с позолоты.

Затем, по решению Реставрационной комиссии было выполнено удаление некачественного  реставрационного восполнения правого нижнего угла.  Прежде всего, была удалена реставрационная мастика, перекрывающая подлинную лепку и установлены точные границы восполнения.  Затем, частями  была удалена и вся остальная мастика. В настоящее время ведётся работа по восполнению лепки этого угла.

 Работа продолжается.

27 августа 2020 года

 

 

Дополнительно по теме:

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Методика реставрации разрушенного грунта и позолоты. М., 1979

  Дедюхина В.С., Лелекова О.В. Проблемы реставрации резного позолоченного декора в интерьерах. М., 1976

  Федосеева Т.С., Малачевская Т.Л. Синтетические реставрационные материалы зарубежного производства. Анализ ассортимента и области применения

  Федосеева Т.С. Синтетические реставрационные материалы. Химическое строение, свойства и области применения

 
 

 

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

В процессе реставрации. В нижней части выполнен вертикальный контрольный участок раскрытия авторской поверхности от следов стойких загрязнений. 2019

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

Общий вид в процессе реставрации. Левая половина очищена от стойких загрязнений. В левом верхнем углу по сохранившимся на раме аналогам формы воссозданы фрагменты утраченной лепнины из мастики. 2020 

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

Фрагмент No.1 в процессе реставрации. В нижней части - вертикальный контрольный участок раскрытия авторской поверхности от следов стойких поверхностных загрязнений. 2019

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

Фрагмент No.1 в процессе реставрации. 2020 

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

Фрагмент No.2 до реставрации. 2019

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

Фрагмент No.2 в процессе реставрации. По сохранившимся на раме аналогам формы воссозданы фрагменты утраченной лепнины из мастики. 2020 

Реставрация резной золоченой рамы от картины К. Брюллова (реставратор Марина Демченко)

Общий вид тыльной стороны до реставрации. 2019 

 
 
 
 

Copyright © 1997-2022 Государственный Русский музей
Вопросы
? Комментарии? Отправьте нам сообщение...

Условия использования материалов и изображений сайта