Эта работа является
повторением портрета, хранящегося
в Третьяковской
галерее. Он был создан
художником в
1743 году.
В Русский музей портрет
поступил в 1910 году от
С.П.Дягилева (1872-1929). Великий князь изображен в мундире
офицера Кирасирских полков с орденами св. Андрея Первозванного (лента и
звезда) и св. Анны (крест).
В 1980х годах, во время проведения
в Русском музее технологических
исследований и анализа стилистических особенностей этого произведения,
специалисты поставили под сомнение авторство художника. Возможно, портрет был написан другим
художником, а закончен или был «отделан» самим Г.Х. Гроотом. Работа по
атрибуции продолжается.
С момента поступления в музей портрет никогда не
реставрировался, и мы, к сожалению, не располагаем какими-либо архивными
материалами на этот счёт, хотя на лицевой поверхности были хорошо видны многочисленные тонировки,
изменившиеся в цвете и заходящие на авторскую живопись.
Кроме этого, обращал на себя
внимание необычайно толстый слой сильно потемневшего лака и стойкие
поверхностные и подлаковые загрязнения.
При поступлении работы в реставрационную мастерскую, прежде всего, было проведено всестороннее технологическое
и химико-биологическое исследование. Была проведена съемка в инфракрасной и в ультрафиолетовой
областях спектра. Сделано
рентгенографирование поверхности и проведен
химический анализ проб лакового слоя и грунта. На реставрационном совете Русского
музея, состоявшемся в начале 2016 года, было принято
решение о полном раскрытии авторской живописи от поздних наслоений.
Пожелтевшая лаковая пленка и загрязнения
значительно искажали авторский колорит. Также поверхность была покрыта
сеткой разнохарактерного кракелюра красочного слоя и грунта. По всему
периметру вдоль краев имелись следы изломов, по которым образовались
точечные выкрошки красочного слоя до грунта; крупные утраты возникли вдоль
нижнего края (до холста) и по углам; по всей поверхности картины - участки
точечных выпадов по кракелюру.
Эта работа была поручена
заведующей сектором реставрации масляной живописи Русского музея,
художнику-реставратору высшей категории
Ирине Николаевне
Корняковой.
После проведения подробной фотофиксации лицевой и тыльной стороны, красочный
слой был дважды укреплен раствором осетрового клея и, затем, промыт 2% водным раствором нейтрального мыла
от стойких поверхностных загрязнений.
Затем, реставратор приступил к живописной реставрации. Старая лаковая
пленка утоньшалась послойно, под постоянным контролем в свете УФ-излучения, с промежуточной промывкой 2%
водным раствором нейтрального мыла. Старые реставрационные тонировки,
повсеместно заходившие на авторскую живопись,
размягчались "петенкофированием" и, затем, удалялись при помощи глазного скальпеля.
После удаления основных записей и старого лака, была проведена тонкая
"довыборка" микроскопических фрагментов лака из фактурных участков
красочного слоя.
Участки многочисленных утрат красочного слоя и грунта были заполнены
реставрационным грунтом и тонированы.
В завершении, лицевая поверхность была покрыта слоем даммарного лака.
26 октября 2016 года
|