Сегодня мы хотели бы рассказать
только об одной из них -
картине
"Архистратиг Михаил"
(картон, масло, 298 x 126
см.,
Ж-5789),
которая была создана
художником в 1810 году для
Собора Казанской Божией Матери (Казанский
кафедральный собор) в Санкт-Петербурге.
Живопись была исполнена на
прессованном картоне толщиной от 2,5 до 3 см.
Картина
поступила
в Русский музей
с
профилактическими заклейками отдельных участков красочного
слоя. К сожалению, мы не располагаем информацией, когда это было
сделано.
В начале 2014 года на
заседании Реставрационной
комиссии Русского музея было принято решение передать работу в мастерскую
реставрации масляной живописи для проведения полной
реставрации. Эта сложная работа
была поручена группе ведущих
художников-реставраторов мастерской реставрации масляной живописи в составе
- Марат Дашкин,
Александр Минин и
Наталья Романова.
Состояние сохранности до реставрации: общая
деформация основы в виде выпуклой "коробленой"
поверхности. Вдоль краев - многочисленные сквозные
отверстия диаметром до 1 см с утратами красочного слоя и частично основы.
Вдоль всех краев имелись участки расслоения картона. Имелись
многочисленные участки кракелюра с приподнятыми краями и угрозой осыпания,
повсеместные отставания грунта и красочного слоя от
основы в виде полых вздутий (пузыри). Многочисленные
участки масляных разрывов и сседаний красочного слоя,
обширные записи и тонировки, сделанные в разное время и,
почти повсеместно закрывающие авторскую живопись.
Тонировки значительно изменились в тоне и цвете. По
всей поверхности имелись многослойные поновительские
лаковые покрытия с загрязнениями между лаковыми слоями,
сильно пожелтевшие. Вдоль нижнего края была прибита
металлическими гвоздями и местами привинчена
шурупами доска черного цвета шириной 12 см, которая
закрывала большую поверхность авторской живописи. Все
поновительские тонировки значительно изменились в тоне и цвете.
Прежде всего картина была всесторонне исследована в Отделе
технологических и Секторе
химико-биологических
исследований Русского музея. Были определены точные границы всех
участков повреждений. Изучены слои поздних записей и перегрунтовок, сделана
подробная картограмма всех повреждений, которая наглядно показала участки
сохранившейся авторской живописи.
Во время реставрации было, прежде всего, проведено
общее укрепление красочного слоя и
грунта по всей поверхности. После этого, в местах вздутий красочного слоя
был местно подведен раствор клея и эти участки локально были дополнительно
укреплены и выровнены. Затем, вся лицевая поверхность красочного слоя
была промыта от стойких поверхностных
загрязнений. На некоторых участках живописи были сделаны
пробные раскрытия авторской живописи от слоев желтого лака и
разновременных записей. Пробные расчистки однозначно
показали необходимость полного раскрытия авторской живописи.
Раскрытие происходило поэтапно: утоньшались лаковые слои,
удалялись чужеродные записи и многочисленные слои старых реставрационных перегрунтовок. Все разновременные
слои перегрунтовок располагались друг над
другом. После удаления старых реставрационных мастиковок,
сделанных над уровнем авторской живописи и повсеместно заходящими на нее,
был подведен новый реставрационный грунт. После
выравнивания мастиковок было сделаны тонировки утрат красочного слоя в
технике "пуантель".
После просушки картина покрыта двумя слоями даммарного
лака.
Декабрь 2015 года |